Кино и психология повседневности

Авторы

  • Василиса Орестова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i56.344

Ключевые слова:

психология повседневности, повседневность, кинематограф, кинофильм, идентичность, эстетическая парадигма, восприятие, нарратив, психологический хронотоп

Аннотация

Обсуждается проблема кино в психологии повседневности. Кино рассматривается в нескольких аспектах взаимоотношения с повседневностью – как способ кристаллизации в произведении искусства повседневной жизни человека, как часть повседневной жизни, включающей в себя просмотр кинофильмов, и как вариант контакта зрителя с повседневностью, отраженной в кино. Показывается роль кино в рефлексии ценностей и состояния общества, отражении происходящих изменений, в восстановлении целостности идентичности людей. В русле эстетической парадигмы рассматривается значение кинематографа для кристаллизации разнообразных аспектов повседневной жизни. Рассматриваются разные грани кинематографа – развлечение, индустрия и искусство в их связи с повседневностью. Рассматриваются тенденции в развитии современного российского массового кино и его роль в построении групповой идентичности. В контексте отражения повседневности подчеркивается значение авторского кино. Подчеркивается роль личности творца, его отношения к действительности в эстетическом переживании, вызываемом произведением киноискусства. Подчеркивается, что произведением искусства кинофильмы становятся тогда, когда изображенная в них повседневность пронизана духом и настроением времени, а обычная жизнь героев вплетается в историческую эпоху. Рассматриваются вопросы восприятия повседневности в кино современным зрителем. Подчеркивается психологическое и эмоциональное значение кинофильмов, которые затрагивают «жизненный мир» зрителя, его субъективное жизненное пространство и представления о себе. Отображение повседневности в современном российском кино разбирается на примере двух картин – «Нелюбви» Андрея Звягинцева и «Аритмии» Бориса Хлебникова. Раскрывается значение языка, формы произведения киноискусства для восприятия и переживания зрителем фильма, для воссоздания целостности идентичности в процессе просмотра или увеличения внутренней дисгармонии. Рассматривается значение личных «тем» зрителя для восприятия и переживания фильма. В качестве перспективы дальнейшего исследования взаимодействия формы произведения, личностных особенностей и «тем» зрителя в восприятии повседневности в кино, предлагается обращение к понятию психологического хронотопа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Василиса Орестова

Орестова Василиса Руслановна. Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: v.r.orestova@gmail.com

Литература

Antsyferova L.I. Psikhologicheskii zhurnal, 1993, 14(2), 3–16. (in Russian)

Antsyferova L.I. Razvitie lichnosti i problemy gerontopsihologii [The development of the personality and the problems of gerontopsychology]. Moscow: Institut psihologii RAN, 2006.

VygotskyL.S. Psihologija iskusstva [Phsychology of art]. Moscow: Iskusstvo, 1968.

Gavrichenko O.V., Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(54), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Guseltseva M.S. Psikhologicheskie Issledovaniya. 2017, 10(51), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Kubrak T.A.. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(47), 8. http://psystudy.ru (in Russian)

Leontiev D.A. Vvedenie v psikhologiyu iskusstva [Introduction to art psychology]. Moscow: Smysl, 1998. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(37), 12. http://psystudy.ru. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru. (in Russian) Martsinkovskaya T.D., Poleva N.S. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2006, Vol. 2, 98–104. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Orestova V.R. Articult. Current Issue Articles, 2017, 27(3),134–143. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Turusheva Yu.B. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(52), 2. http://psystudy.ru. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 755

Опубликован

27.12.2017

Как цитировать

Орестова, В. (2017). Кино и психология повседневности. Психологические исследования, 10(56). https://doi.org/10.54359/ps.v10i56.344

Выпуск

Раздел

Статьи