Концепция П.Я.Гальперина в контексте современной методологии

Авторы

  • Татьяна Марцинковская
  • Василиса Орестова
  • Галина Мишина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.350

Ключевые слова:

ориентировочная деятельность, предмет психологии, неопределенность, множественность, транзитивность, междисциплинарность, образ, образ мира, методология

Аннотация

Рассматривается концепция выдающегося советского психолога Петра Яковлевича Гальперина в контексте современной методологии. Подчеркивается необходимость сохранения преемственности психологического знания, бережного соединения прошлого и настоящего науки, но при этом необходимость обращения к классическим концепциям в новом ключе – в свете тех вызовов, с которыми сталкивается психология на сегодняшний день. Раскрывается, как в свете актуальных задач, встающих перед современной психологической наукой, мы можем по-новому взглянуть на наследие П.Я.Гальперина. Дается анализ понятия ориентировочной деятельности применительно к таким проблемам современного мира, как его множественность, изменчивость и неопределенность. Показано, как представление о предмете психологии как ориентировочной деятельности может по-новому раскрыться в исследовании транзитивности современного мира. Проводится анализ того, какие возможности открывает использование подхода П.Я.Гальперина к проблеме образа для исследований построения, конструирования образа мира и образа Я, идентичности в современном меняющемся мире. Показан подход классика к пониманию потребностей, переживаний, воли и его актуальность в свете решения проблемы ориентировки личности в сложных жизненных ситуациях в эпоху транзитивности. Обращается внимание на то, как представления об ориентировочной деятельности могут быть использованы для расширения возможностей изучения копинг-стратегий и применены к пониманию бессознательного. Ставится вопрос о необходимости осознания связи психологии с другими областями знаний о человеке в исследованиях транзитивности, и, в этой связи, раскрывается и высоко оценивается междисциплинарность в подходе П.Я.Гальперина. Подчеркивается междисциплинарность и мультипарадигмальность современной науки, которая проявляется в том, что возникают новые категории, которые не могут быть включены в старую сетку, а также новые соотношения между категориями. Дается оценка подхода П.Я.Гальперина с точки зрения тенденций современной методологии.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Татьяна Марцинковская
    Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, ул. Черняховского, д. 9–1, 125319 Москва, Россия; директор, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru
  • Василиса Орестова
    Орестова Василиса Руслановна. Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: v.r.orestova@gmail.com
  • Галина Мишина
    Мишина Галина Александровна. Доктор психологических наук, профессор, кафедра специальной психологии, факультет психологии образования, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: mishinagalina2017@mail.ru

Библиографические ссылки

Bernshtein N.A. Ocherk po fiziologii dvizhenii i fiziologii aktivnosti [Essay on the physiology of movements and physiology of activity]. Moscow: Nauka, 1966. (in Russian)

Galperin P.Ya. Psikhologiya kak ob"ektivnaya nauka [Psychology as an objective science]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1998. (in Russian)

Galperin P.Ya. Lektsii po psikhologii: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Lectures on Psychology: A Textbook for University Students]. Moscow: KDU, 2005. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014a, 7(36), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014b, 7(37), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Turusheva Yu.B. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(52), 2. http://psystudy.ru (in Russian)

Опубликован

30.10.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Концепция П.Я.Гальперина в контексте современной методологии. (2017). Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.350