Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности

Авторы

  • Василиса Орестова
  • Дарья Ткаченко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.263

Ключевые слова:

транзитивность, кинематограф, супергерой, идентичность, сериал, массовая культура

Аннотация

Рассматривается массовая культура на примере кинематографа как пространство, в котором происходит социализация современной молодежи в условиях социальной транзитивности. Кино рассматривается не только как один из основных источников информационного воздействия, оказывающий влияние на формирование представлений о реальности, установок, ценностей, моделей поведения. Указано, что просмотр кинофильма или сериала может являться специфической стратегией совладания, предоставляя возможность зрителю через идентификацию себя с героями и проживание экранной истории в метафорическом плане преодолевать собственные трудности и выстраивать собственную идентичность. Описывается современная ситуация, характеризующаяся ростом популярности сериалов и времени, проводимого подростками и юношами за их просмотром, а также постоянным увеличением популярности фильмов о супергероях, которые стали одним из самых значимых и быстроразвивающихся направлений массовой культуры. Анализируются причины неизменной привлекательности этих продуктов массовой культуры. В статье приводятся результаты двух пилотных исследований. В первом исследовании, посвященном изучению психологических особенностей молодежной аудитории сериалов, были выявлены взаимосвязи между мотивами выбора и особенностями восприятия сериала и особенностями идентичности, а также личностными диспозициями подростковой и юношеской аудитории сериалов. Второе исследование посвящено выявлению представлений о супергероях и предпочитаемых характеристик персонажей, наиболее популярных среди современных зрителей, – Бэтмена, Железного человека и Человека-паука. Было получено, что, несмотря на то что современные супергерои обладают сложными, сверхтехнологичными средствами усиления собственной мощи, зрители в большей степени ориентируются на их человеческие, а не «суперчеловеческие» характеристики, роднящие их с героями прошлого. Были выявлены половые и возрастные различия в предпочитаемых характеристиках выбранных супергероев, позволившие выделить приоритетные для мужчин и женщин, подростков и юношей «геройские» качества.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Василиса Орестова
    Орестова Василиса Руслановна. Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: v.r.orestova@gmail.com
  • Дарья Ткаченко
    Ткаченко Дарья Павловна. Преподаватель, кафедра психологии личности, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: bigbro-littlebro@yandex.ru

Библиографические ссылки

Cohen J. What I watch and who I am: National pride and the viewing of Local and Foreign Television in Israel. Journal of Communication, 2008, 58(1), 149–167. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2007.00378.x

Fradkin C. Superhero therapy: a hero’s journey through Acceptance and Commitment Therapy. Pastoral Care in Education, 2018, 36(2), 170–171. DOI: https://doi.org/10.1080/02643944.2018.1465235

Grebennikova O.V., Parkhomenko A.N. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(30), 8. http://psystudy.ru (in Russian)

Iyengar S., Hahn K.S. Red media, Blue Media: Evidence of Ideological Selectivity in Media Use. Journal of Communication, 2009, 59(1), 19–39. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2008.01402.x

Knobloch S., Zillmann D. Mood management via the digital jukebox. Journal of Communication, 2002, 52(2), 351–366. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2002.tb02549.x

Kraaykamp G., van Eijck K. Personality, media preferences, and cultural participation. Personality and Individual Differences, 2005, 38(7), 1675–1688. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2004.11.002

Kubrak T.A., Grebenshchikova T.A., Pavlova N.D. Eksperimental'naya psikhologiya, 2017, 10(4), 5–19. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

McCracken G. Culture and Consumption. New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington: Indiana University Press, 1988.

Orel V.E., Senin I.G. Lichnostnye oprosniki NEO PI-R i NEO-FFI. Rukovodstvo po primeneniyu [Personality questionnaires NEO PI-R and NEO-FFI. Manual]. Yaroslavl: NPTs «Psikhodiagnostika», 2008. (in Russian)

Orestova V.R. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(56), 5. http://psystudy.ru (in Russian)

Prikhozhan A.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2010, 1(9). http://psystudy.ru (in Russian)

Rosenberg R.S. Our Superheroes, Ourselves. Oxford: Oxford University Press, 2013.

Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks [Socialization of children and teenagers. Methodical complex]. Moscow: Mosk. ped. gos. universitet, 2012. (in Russian)

Talaver A., Chernysh A. Svobodnoe vremya moskovskikh podrostkov: issledovanie vozrastnykh grupp, naimenee vovlechennykh v kul'turnuyu zhizn' Moskvy [Free time of Moscow teenagers: study of age groups least involved in the cultural life of Moscow]. Moscow: Moskovskii institut sotsial'no-kul'turnykh programm, 2016. http://miscp.ru/assets/docs/teens.pdf (in Russian)

Voskresenskaya N.G. Voprosy Psikhologii, 2015, No. 2, 78–87. (in Russian)

Voskresenskaya N.G. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2016, 7(3), 121–134. (in Russian)

Weaver J.B. Exploring the links between personality and media preferences. Personality and Individual Differences,1991, 12(12), 1293–1299. DOI: https://doi.org/10.1016/0191-8869(91)90203-N

Опубликован

28.10.2018

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности. (2018). Психологические исследования, 11(61). https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.263