Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.263Аннотация
Рассматривается массовая культура на примере кинематографа как пространство, в котором происходит социализация современной молодежи в условиях социальной транзитивности. Кино рассматривается не только как один из основных источников информационного воздействия, оказывающий влияние на формирование представлений о реальности, установок, ценностей, моделей поведения. Указано, что просмотр кинофильма или сериала может являться специфической стратегией совладания, предоставляя возможность зрителю через идентификацию себя с героями и проживание экранной истории в метафорическом плане преодолевать собственные трудности и выстраивать собственную идентичность. Описывается современная ситуация, характеризующаяся ростом популярности сериалов и времени, проводимого подростками и юношами за их просмотром, а также постоянным увеличением популярности фильмов о супергероях, которые стали одним из самых значимых и быстроразвивающихся направлений массовой культуры. Анализируются причины неизменной привлекательности этих продуктов массовой культуры. В статье приводятся результаты двух пилотных исследований. В первом исследовании, посвященном изучению психологических особенностей молодежной аудитории сериалов, были выявлены взаимосвязи между мотивами выбора и особенностями восприятия сериала и особенностями идентичности, а также личностными диспозициями подростковой и юношеской аудитории сериалов. Второе исследование посвящено выявлению представлений о супергероях и предпочитаемых характеристик персонажей, наиболее популярных среди современных зрителей, – Бэтмена, Железного человека и Человека-паука. Было получено, что, несмотря на то что современные супергерои обладают сложными, сверхтехнологичными средствами усиления собственной мощи, зрители в большей степени ориентируются на их человеческие, а не «суперчеловеческие» характеристики, роднящие их с героями прошлого. Были выявлены половые и возрастные различия в предпочитаемых характеристиках выбранных супергероев, позволившие выделить приоритетные для мужчин и женщин, подростков и юношей «геройские» качества.