Модель психического и теория Ж.Пиаже
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1012Ключевые слова:
модель психического, сознание, развитие сознания, уровни модели психического, понимание физического и ментального мира, анимизм, эгоцентризм, дооперациональное мышление, житейская психологияАннотация
В статье подчеркивается современность большинства положений теории Ж.Пиаже, обсуждаются результаты последних исследований и их связь с идеями Пиаже. Раскрывается значение принципа непрерывности, последовательности стадий развития, универсальности и присутствия центральной тенденции в познавательном развитии, эгоцентризма и анимизма в мышлении детей и взрослых. Показано, что критический анализ идей Пиаже нередко весьма поверхностен, в то время как его теория является источником творчества для исследователей, основой дальнейшего теоретического и эмпирического продвижения в психологии развития. Современные данные позволяют проводить более глубокий анализ значения теории Ж.Пиаже и находить новые позиции для обсуждения.
Скачивания
Литература
Aleksandrov Yu.I., Sergienko E.A. Psikhologicheskoe i fiziologicheskoe: kontinual'nost' i/ili diskretnost'? // Psikhol. zhurn. 2003. T. 24, N 6. S. 98–107. [in Russian]
Baron-Cohen S. Do people with autism understand what causes emotion? // Child Development. 1991. Vol. 62. P. 385–395.
Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A fifteen year review // S.Baron-Cohen., H.Tager-Flusberg, D.J.Cohen. (Eds). Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford university press, 2000. P. 10–25.
Binnie L., Williams J. Intuitive psychology and physics among children with autism and typically developing children // Autism. 2003. Vol. 7, N 2. P. 173–193.
DiYanni С., Keleman D. Time to get a new mountain? The role of function in children’s conceptions of natural kinds // Cognition. 2005. Vol. 97. P. 327–335.
Downs A., Smith T. Emotional understanding, cooperation and social behavior in high-functioning children with autism // Journ. Of autism and developmental disoders. 2004. Vol. 34, N 6. P. 625–635.
Frith U., Frith Ch. Development and neurophysiology of mentalizing // Phil. Trans. R. Soc. B. 2003. Vol. 358. P. 459–473.
Gelman S.A., Wellman H.M. Inside and essences: early understandings of non-obvious // Cognition. 1991. Vol. 38. P. 213–244.
Gerasimova A.S. Osobennosti ponimaniya obmana det'mi 5–11 let i stanovlenie “modeli psikhicheskogo: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2004. [in Russian]
Gerasimova A.S., Sergienko E.A. Ponimanie obmana det'mi 5–11 let i stanovlenie modeli psikhicheskogo // Psikhol. zhurn. 2005. T. 26, N 1. S. 56–70. [in Russian]
Gopnik A., Capps L., Meltzoff A. Early theories of mind: what the theory theory can tell us about autism? // S.Baron-Cohen., H.Tager-Flusberg, D.J.Cohen (Eds.). Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford university press, 2000. P. 50–72.
Gotswamy U. Cognition in Children. Hove: Psychological Press, 1998.
Grant C., Riggs K.J., Boucher J. Counterfactual and mental state reasoning in children with autism // Journ. of Autism and Development Disoders. 2004. Vol. 34, N 2. P. 177–188.
Happe F. Parts and whole, meaning and minds: central coherence and its relation to theory of mind // S.Baron-Cohen., H.Tager-Flusberg, D.J.Cohen (Eds.). Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford university press, 2000. P. 201–221.
Harris P.L. Imagining and pretending // Mental simulation: evolutions and applications / M.Davies, T.Stone (Eds.). Oxford: Blackwell, 1995. P. 67–84.
Hobson R.P., Meyer J.A. Foundations for self and other: a study in autism // Develop. Science. 2005 Vol. 8, N 6. P. 481–491.
Keleman D. The scope of teleological thinking in preschool children // Cjgnition. 1999. Vol. 70. P. 241–272.
Lebedeva E.I. Ponimanie mental'nogo i fizicheskogo mira det'mi s tipichnym razvitiem i rasstroistvami autisticheskogo spektra. Avtoreferat diss. na soiskanie stepeni kand. psikh. nauk. M., 2006. [in Russian]
Leslie A. ToMM, ToBY and agency: core architecture and domain specificity // L.A.Hirschfeld, S.A.Gelman (Eds.). Mapping the Mind: Domain Specificity in cognition and Culture. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994. P. 119–148.
Lourenco O., Machado A. V zashchitu teorii Piaget: otvet na desyat' osnovnykh puktov kritiki // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb.st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 478–544. [in Russian]
Obukhova L.F. Predislovie // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb.st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 5–32. [in Russian]
Pankratov A.V. Sub'ektnost' i mifologizirovannost' obobshchenii prakticheskogo myshleniya // Sub'ekt i ob'ekt prakticheskogo myshleniya / pod red. A.V.Karpova, Yu.K.Kornilova. M., 2004. S. 258–292. [in Russian]
Perner J., Stummer S., Doherty M. Theory of mind finds its Piagetian perspective: why understanding belief? // Cognitive development. 2002. Vol. 17. P. 1451–1472.
Piaget J. Egotsentricheskaya rech' // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb. st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 41–46. [in Russian]
Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M.: Prosveshchenie, 1969. [in Russian]
Piaget J. Psikhologiya, mezhdistsiplinarnye svyazi i sistema nauk // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb. st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 157–182. [in Russian]
Piaget J. Teoriya Piaget // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb. st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 106–157. [in Russian]
Piaget J., Inhelder B. Genezis elementarnykh logicheskikh struktur. Klassifikatsiya i seriatsiya. M.: Eksmo, 2002. 416 s.
Prusakova O.A. Genezis ponimaniya emotsii. Avtoreferat diss. na soiskanie stepeni kand. psikh. nauk. M., 2005. [in Russian]
Prusakova O.V., Sergienko E.A. Ponimanie emotsii det'mi doshkol'nogo vozrasta // Voprosy psikhologii. 2006. N 4. S. 24–36. [in Russian]
Sergienko E.A. Diskussiya o proiskhozhdenii znanii // Inostrannaya psikhologiya. 2000. N 12. S. 3– 13. [in Russian]
Sergienko E.A. Kognitivnoe razvitie // Kognitivnoe psikhologiya / pod red. Druzhinina V.N., Ushakova D.V. M.: Per Se, 2002. Gl. 13. S. 347–391. [in Russian]
Sergienko E.A. Ot kognitivnoi psikhologii k psikhologii sub'ekta // Psikhol. zhurn. 2007. T. 28. S. 17–27. [in Russian]
Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. M.: Institut psikhologii RAN, 2006. 466 s. [in Russian]
Sergienko E.A. Revolyutsiya v kognitivnoi psikhologii razvitiya // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2005. T. 2, N 2. S.44–60. [in Russian]
Sergienko E.A. Vospriyatie i deistvie: vzglyad na problemu s pozitsii ontogeneticheskikh issledovanii // Psikhologiya. 2004. T. 1, N 2. S. 16–38. [in Russian]
Sergienko E.A., Dozortseva A.V. Sootnoshenie vospriyatiya i deistviya v mladencheskom vozraste // Psikhol. zhurn. 2000. T. 20, N 5. S. 23 – 35. [in Russian]
Sergienko E.A., Lebedeva E.I. Ponimanie obmana det'mi doshkol'nogo vozrasta v norme i pri autizme // Psikhol. zhurn. 2003. T. 24, N 4. S. 54–65. [in Russian]
Subbotskii E.V. Razvitie individual'nogo soznaniya kak predmet issledovaniya eksperimental'noi psikhologii // Psikhol. zhurn. 2002. T. 23, N 4. S. 90–102. [in Russian]
Vygotsky L.S. O prirode egotsentricheskoi rechi // Khrestomatiya po obshchei psikhologii. Psikhologiya myshleniya / pod red. Yu.B.Gippenreiter, V.V.Petukhova. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1981. S. 176–183. [in Russian]
Znakov V.V. Psikhologiya ponimaniya. M.: Institut psikhologii RAN, 2005. [in Russian]