Эффект выученного невнимания в задаче на понятийную гибкость: роль называемости частей объекта

Авторы

  • Мария Жердева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Алексей Котов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v15i84.1201

Ключевые слова:

категориальное научение, выученное невнимание, понятийная гибкость, классификация, называемость

Аннотация

В предыдущих исследованиях было показано, что сложно вернуть внимание к ранее нерелевантной информации в ходе научения, когда она снова становится релевантной. Данный эффект получил название выученного невнимания и считается следствием работы селективного типа внимания. В нашем эксперименте проверялась гипотеза о роли называемости частей (условия с легко и трудно называемыми частями у примеров категории) в данном эффекте. Участники исследования выполняли задачу на классификацию, в которой эффект выученного невнимания особенно выражен. Одна группа научалась на примерах с легкой вербальной ассоциированностью частей, а вторая группа – с трудной. При измерении успешности научения на этапе переноса релевантного признака на ранее нерелевантный, мы не обнаружили, что она была выше в условии с легко называемыми частями, чем в условии с трудной называемостью. Мы получили лишь косвенные результаты, что легкая называемость снижала эффект выученного невнимания: эффект был слабее только в начале переноса и быстро пропадал. В обсуждении результатов мы рассматриваем возможные ограничения, связанные с называемостью в задаче на понятийную гибкость.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Мария Жердева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Стажер-исследователь, Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.

Алексей Котов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.

Литература

Kotov A.A. Vliyanie legkosti nazyvaniya priznakov ob"ekta na nauchenie novym kategoriyam // Ros-sijskij zhurnal kognitivnoj nauki. – 2018. – T. 5. – №. 2. – Р. 35-44. (In Russian)

Kotov A.A., Dagaev N.I. Rol' predydushhix znanij v porozhdenii e'ffekta ponyatijnoj gibkosti // Psix-ologicheskie issledovaniya: e'lektronnyj nauchnyj zhurnal. – 2013. – T. 6. – №. 29. – Р. 7-7. (In Rus-sian)

Kotov A.A., Zherdeva M.P. Vliyanie legkosti naimenovaniya prostranstvennyx priznakov na nauchenie novym pravilam kategorizacii // Psixologiya. Zhurnal Vysshej shkoly e'konomiki. – 2020. – T. 17. – №. 1. (In Russian)

Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' // Labirint. – 2012. (In Russian)

Zherdeva M.P., Kotova T.N., Kotov A.A. Legkost' naimenovaniya lokacij i kategorial'noe nauchenie u detej // The Russian Journal of Cognitive Science. – 2019. – T. 6. – №. 3. – Р. 29. (In Russian)

Blanco N.J., Sloutsky V.M. Adaptive flexibility in category learning? Young children exhibit smaller costs of selective attention than adults // Developmental psychology. – 2019. – Т. 55. – №. 10. – С. 2060.

Brashears B., Minda J.P. The Effects of Feature Verbalizablity on Category Learning. – 2020. Pre-print DOI 10.31234/osf.io/gfh4a

Castro L. et al. Selective and distributed attention in human and pigeon category learning // Cognition. – 2020. – Т. 204. – Р. 104350.

Hanania R., Smith L.B. Selective attention and attention switching: Towards a unified developmental approach // Developmental Science. – 2010. – Т. 13. – №. 4. – Р. 622-635.

Hoffman A.B., Rehder B. The costs of supervised classification: The effect of learning task on con-ceptual flexibility // Journal of Experimental Psychology: General. – 2010. – Т. 139. – №. 2. – Р. 319.

Kruschke J.K. ALCOVE: A Connectionist Model of Human Category Learning // NIPS. – 1990. – Р. 649-655.

Lupyan G., Rakison D.H., McClelland J.L. Language is not just for talking: Redundant labels facili-tate learning of novel categories // Psychological science. – 2007. – Т. 18. – №. 12. – Р. 1077-1083.

Lupyan G., Zettersten M. Does vocabulary help structure the mind? // Minnesota Symposia on Child Psychology: Human Communication: Origins, Mechanisms, and Functions. – Hoboken, NJ, USA: John Wiley & Sons, Inc., 2021. – Т. 40. – Р. 160-199.

Nosofsky R.M. Attention, similarity, and the identification–categorization relationship // Journal of experimental psychology: General. – 1986. – Т. 115. – №. 1. – Р. 39.

Peirce, J., Gray, J.R., Simpson, S., MacAskill, M., Höchenberger, R., Sogo, H., ... Lindeløv, J.K. PsychoPy2: Experiments in behavior made easy // Behavior research methods. – 2019. – Т. 51. – №. 1. – Р. 195-203.

Ruggeri, A., Walker, C.M., Lombrozo, T., Gopnik, A. How to Help Young Children Ask Better Questions? // Frontiers in psychology. – 2021. – Т. 11. – Р. 2908.

Shepard R.N., Hovland C.I., Jenkins H.M. Learning and memorization of classifications // Psychological monographs: General and applied. – 1961. – Т. 75. – №. 13. – Р. 1.

Vanderplas J.M., Garvin E.A. The association value of random shapes // Journal of Experimental Psychology. – 1959. – Т. 57. – №. 3. – Р. 147.

Число просмотров

Просмотров: 140

Опубликован

31.08.2022

Как цитировать

Жердева, М., & Котов, А. (2022). Эффект выученного невнимания в задаче на понятийную гибкость: роль называемости частей объекта. Психологические исследования, 15(84), 6. https://doi.org/10.54359/ps.v15i84.1201

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования