Эффект выученного невнимания в задаче на понятийную гибкость: роль называемости частей объекта
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v15i84.1201Ключевые слова:
категориальное научение, выученное невнимание, понятийная гибкость, классификация, называемостьАннотация
В предыдущих исследованиях было показано, что сложно вернуть внимание к ранее нерелевантной информации в ходе научения, когда она снова становится релевантной. Данный эффект получил название выученного невнимания и считается следствием работы селективного типа внимания. В нашем эксперименте проверялась гипотеза о роли называемости частей (условия с легко и трудно называемыми частями у примеров категории) в данном эффекте. Участники исследования выполняли задачу на классификацию, в которой эффект выученного невнимания особенно выражен. Одна группа научалась на примерах с легкой вербальной ассоциированностью частей, а вторая группа – с трудной. При измерении успешности научения на этапе переноса релевантного признака на ранее нерелевантный, мы не обнаружили, что она была выше в условии с легко называемыми частями, чем в условии с трудной называемостью. Мы получили лишь косвенные результаты, что легкая называемость снижала эффект выученного невнимания: эффект был слабее только в начале переноса и быстро пропадал. В обсуждении результатов мы рассматриваем возможные ограничения, связанные с называемостью в задаче на понятийную гибкость.
Скачивания
Литература
Kotov A.A. Vliyanie legkosti nazyvaniya priznakov ob"ekta na nauchenie novym kategoriyam // Ros-sijskij zhurnal kognitivnoj nauki. – 2018. – T. 5. – №. 2. – Р. 35-44. (In Russian)
Kotov A.A., Dagaev N.I. Rol' predydushhix znanij v porozhdenii e'ffekta ponyatijnoj gibkosti // Psix-ologicheskie issledovaniya: e'lektronnyj nauchnyj zhurnal. – 2013. – T. 6. – №. 29. – Р. 7-7. (In Rus-sian)
Kotov A.A., Zherdeva M.P. Vliyanie legkosti naimenovaniya prostranstvennyx priznakov na nauchenie novym pravilam kategorizacii // Psixologiya. Zhurnal Vysshej shkoly e'konomiki. – 2020. – T. 17. – №. 1. (In Russian)
Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' // Labirint. – 2012. (In Russian)
Zherdeva M.P., Kotova T.N., Kotov A.A. Legkost' naimenovaniya lokacij i kategorial'noe nauchenie u detej // The Russian Journal of Cognitive Science. – 2019. – T. 6. – №. 3. – Р. 29. (In Russian)
Blanco N.J., Sloutsky V.M. Adaptive flexibility in category learning? Young children exhibit smaller costs of selective attention than adults // Developmental psychology. – 2019. – Т. 55. – №. 10. – С. 2060.
Brashears B., Minda J.P. The Effects of Feature Verbalizablity on Category Learning. – 2020. Pre-print DOI 10.31234/osf.io/gfh4a
Castro L. et al. Selective and distributed attention in human and pigeon category learning // Cognition. – 2020. – Т. 204. – Р. 104350.
Hanania R., Smith L.B. Selective attention and attention switching: Towards a unified developmental approach // Developmental Science. – 2010. – Т. 13. – №. 4. – Р. 622-635.
Hoffman A.B., Rehder B. The costs of supervised classification: The effect of learning task on con-ceptual flexibility // Journal of Experimental Psychology: General. – 2010. – Т. 139. – №. 2. – Р. 319.
Kruschke J.K. ALCOVE: A Connectionist Model of Human Category Learning // NIPS. – 1990. – Р. 649-655.
Lupyan G., Rakison D.H., McClelland J.L. Language is not just for talking: Redundant labels facili-tate learning of novel categories // Psychological science. – 2007. – Т. 18. – №. 12. – Р. 1077-1083.
Lupyan G., Zettersten M. Does vocabulary help structure the mind? // Minnesota Symposia on Child Psychology: Human Communication: Origins, Mechanisms, and Functions. – Hoboken, NJ, USA: John Wiley & Sons, Inc., 2021. – Т. 40. – Р. 160-199.
Nosofsky R.M. Attention, similarity, and the identification–categorization relationship // Journal of experimental psychology: General. – 1986. – Т. 115. – №. 1. – Р. 39.
Peirce, J., Gray, J.R., Simpson, S., MacAskill, M., Höchenberger, R., Sogo, H., ... Lindeløv, J.K. PsychoPy2: Experiments in behavior made easy // Behavior research methods. – 2019. – Т. 51. – №. 1. – Р. 195-203.
Ruggeri, A., Walker, C.M., Lombrozo, T., Gopnik, A. How to Help Young Children Ask Better Questions? // Frontiers in psychology. – 2021. – Т. 11. – Р. 2908.
Shepard R.N., Hovland C.I., Jenkins H.M. Learning and memorization of classifications // Psychological monographs: General and applied. – 1961. – Т. 75. – №. 13. – Р. 1.
Vanderplas J.M., Garvin E.A. The association value of random shapes // Journal of Experimental Psychology. – 1959. – Т. 57. – №. 3. – Р. 147.
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Мария Жердева, Алексей Котов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.