Теоретико-психологический анализ современных представлений о профессиональной идентичности: проблемы развития. Часть 2

Авторы

  • Евгений Брызгалин Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Юлия Александрова Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Николай Пряжников Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i93.1517

Ключевые слова:

профессиональная идентичность, развитие профессиональной идентичности, ранняя взрослость, молодость, студенты

Аннотация

Профессиональная идентичность (ПИ) — одна из самых актуальных тем в научной психологии. Несмотря на это, в ее рамках остаются малоизученные и проблематичные аспекты, среди которых важно упомянуть развитие профессиональной идентичности в период ранней взрослости (молодости), зачастую включающий этап студенчества. Существует много академических взглядов на становление ПИ в указанную фазу жизни, и особенный интерес представляют наиболее согласованные из них, однако они находятся во многом в бессистемном состоянии в научно-психологической литературе. Для того чтобы исправить это положение, мы провели вторую часть литературного обзора, посвященную генезу профессиональной идентичности. Нам удалось показать, что 1) формирование ПИ в целом зависит от особенностей профессионального выбора, результатов профессиональной социализации, самодетерминации профессионального поведения, а также профессионального совершенствования; 2) такие свойства личности, как рефлексия, адаптивность, мобильность (гибкость/пластичность) и умение устанавливать и поддерживать связи, благоприятствуют обретению реализованной ПИ и способствуют переживанию профессиональной конгруэнтности, дающей импульс к наслаждению собственной профессией; 3) молодость – сензитивный отрезок жизни для становления ПИ, поскольку человек активно ищет себя в профессиональном плане, причем существенное влияние на этот процесс оказывают уровень образования, социально-экономический потенциал, отношения с семьей и со сверстниками, а также хобби; к тому же в силу самобытности ПИ в ранней взрослости ее необходимо изучать независимо от других стадий личностного развития; 4) у студентов могут быть всевозможные формы ПИ, но достигнутая профессиональная идентичность присуща тем из них, кто прикладывает наибольшие усилия для профессиональной самореализации. Мы приходим к выводу, что исследования профессиональной идентичности должны продолжаться, чтобы заполнить многие пробелы: это может принести не только научно-теоретическую, но и практическую пользу.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Евгений Брызгалин, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Выпускник аспирантуры кафедры общей психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия.

Юлия Александрова, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аспирантка кафедры возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия.

Николай Пряжников, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Доктор педагогических наук, профессор, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11/9, 125009 Москва, Россия; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, ул. Ленинградский проспект, д. 49/2, 125167 Москва, Россия.

Литература

Aksenova N.M. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Kemerovskii gosudarstvennyi universitet, Kemerovo, 2004. (in Russian)

Aleksandrova J.Yu., Kokhova I.V., Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Professional'noe obra-zovanie i rynok truda, 2021, 2(45), 32–52. doi:10.52944/PORT.2021.45.2.003 (in Russian)

Aleksandrova J.Yu., Polevaya M.V., Kamneva E.V., Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Organ-izatsionnaya psikhologiya, 2020, 10(3), 225–245. (in Russian)

Andreeva E.A. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 2021, 11(91), 109–112. doi:10.24158/spp.2021.11.16 (in Russian)

Argyle M. The social psychology of work. London: Penguin Books, 1989.

Avdonina N.S. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 2018, No. 1, 49–56. (in Russian)

Avdonina N.S. Pis'ma v Emissiya.Offlain, 2020, No. 1. (in Russian)

Barbarà-i-Molinero A., Cascón-Pereira R., Hernández-Lara A. Professional identity development in higher education: influencing factors. International Journal of Educational Management, 2017, 31(2), 189–203. doi:10.1108/IJEM-05-2015-0058

Bauman Z. Identity: Coversations with benedetto vecchi. Cambridge: Polity, 2013.

Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization: Institutionalized individualism and its social and polit-ical consequences. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2002. doi:10.4135/9781446218693

Bodriiyar Zh. Obshchestvo potrebleniya. Moscow: AST, 2020. (in Russian)

Bodrov V.A. Psikhologiya professional'noi prigodnosti. Moscow: PER SE, 2006. (in Russian)

Braun O.A., Bilan M.A., Arkuzin M.G., Arshinova E.V. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, 23(4), 929–938. doi:10.21603/2078-8975-2021-23-4-929-938 (in Russian)

Burd'e P. Sotsial'noe prostranstvo: polya i praktika. Moscow: Institut eksperimental'noi sotsiologii; St. Petersburg: Aleteiya, 2005. (in Russian)

Castells M. The power of identity. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2011.

Cherednichenko G.A. Obrazovatel'nye i professional'nye traektorii rossiiskoi molodezhi (na mate-riale sotsiologicheskikh issledovanii). Moscow: TsSP i M, 2014. (in Russian)

Didkovskaya Ya.V. Sotsiokul'turnyi analiz professional'nogo samoopredeleniya i kar'ery mo-lodezhi. Ekaterinburg: Ur. fed. universitet, 2011. (in Russian)

Druzhilov S.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2013, 6(29). doi:10.54359/ps.v6i29.693 (in Rus-sian)

Druzhilov S.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(21). doi:10.54359/ps.v5i21.792 (in Rus-sian)

Dzheimison F. Postmodernizm, ili Kul'turnaya logika pozdnego kapitalizma. Moscow: Izdatel'stvo Instituta Gaidara, 2019. (in Russian)

Emel'yanov Yu.N. In: Psikhologiya sotsial'nykh situatsii: khrestomatiya. St. Petersburg: Piter, 2001. pp. 268–279. (in Russian)

Emelin V.A., Rasskazova E.I., Ivanova T.Yu. Vestnik moskovskogo universiteta, 2022, No. 4, 115–135. doi:10.11621/vsp.2022.04.05 (in Russian)

Emelin V.A., Tkhostov A.Sh. Identichnost' i simvolicheskii khronotop. Moscow: Kanon+ROOI “Re-abilitatsiya”, 2020. (in Russian)

Erikson E. Identichnost' i tsikl zhizni. St. Petersburg: Piter, 2023. (in Russian)

Erikson E. Molodoi Lyuter. Psikhoanaliticheskoe istoricheskoe issledovanie. Moscow: Medium, 1996. (in Russian)

Erikson E. Tragediya lichnosti. Moscow: Algoritm, 2019. (in Russian)

Ermolaeva E.P. Psikhologiya sotsial'noi realizatsii professionala. Moscow: IP RAN, 2008. (in Rus-sian)

Evel'kin G.M. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo, 2002, 4(12), 318–333. (in Russian)

Fadjukoff P., Pulkkinen L., Kokko K. Identity formation in adulthood: A longitudinal study from age 27 to 50. Identity, 2016, 16(1), 8–23. doi:10.1080/15283488.2015.1121820

Gaponova S.A., Lovkov S.G. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta, 2020, No. 1, 56–64. doi:10.25688/2076-9121.2020.51.1.04 (in Russian)

Garbuzova G.V. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2007, 18(44), 340–344. (in Russian)

Gut Yu.N., Kabardov M.K. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 2019, 5(3), 85–97. doi:10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7 (in Russian)

Isaev D.P., Klimenko L.V., Nor-Arevyan O.A., Posukhova O.Yu., Trapsh N.A., Frolova A.S. Pro-fessional'naya identichnost' v rossiiskom obshchestve (voprosy istorii, teorii i praktiki). Rostov-on-Don: Yuzhnyi fed. universitet, 2017. (in Russian)

Ivanova T.Yu., Rasskazova E.I., Osin E.N. Organizatsionnaya psikhologiya, 2012, 2(3), 2–15. (in Russian)

Karabanova O.A., Zakharova E.I., Starostina Yu.A. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2020, 4(40), 113–124. doi:10.11621/npj.2020.0409 (in Russian)

Kashirin V.P. Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta, 2009, No. 1, 168–176. (in Russian)

Kasperiuniene J., Zydziunaite V. A systematic literature review on professional identity construction in social media. Sage Open, 2019, 9(1). doi:10.1177/2158244019828847

Kholl S. Khudozhestvennyi zhurnal, 2010, No. 77/78. (in Russian)

Klimov E.A. O stanovlenii professionala: Priblizhenie k idealam kul'tury i sotvorenie ikh (psikholog-icheskii vzglyad). Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2006. (in Russian)

Klimov E.A. In: Psikhologicheskie osnovy professional'noi deyatel'nosti. Moscow: PER SE; Logos, 2007. pp. 523–527. (in Russian)

Kochneva E.M., Blokhina M.M. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2020, 8(3). (in Russian)

Kochneva E.M., Simanina A.A. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2020, 8(5). (in Russian)

Kornilova A.A. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). S.-Peterb. gos. universitet, Sankt-Peterburg, 2007. (in Russian)

Kovalevskaya E.V. Kar'ernoe samoopredelenie na nachal'nom etape: strukturno-soderzhatel'naya kharakteristika i formirovanie. Moscow: Mir nauki, 2015. (in Russian)

Kozhevnikova O.V., Shreiber T.V. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 2017, 3(31), 381–395. doi:10.17072/2078-7898/2017-3-3 81-395 (in Russian)

Kraig G., Bokum D. Psikhologiya razvitiya. St. Petersburg: Piter, 2022. (in Russian)

Krasnokutskii P.N. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya, 2011, 2(19), 58–63. (in Rus-sian)

Kroger J. Identity development: Adolescence through adulthood. Thousand Oaks: SAGE Publica-tions, 2006.

Kukuev E.A. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2015, No. 3. (in Russian)

Kulezneva I.N. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavskii gos. ped. universitet im. K.D. Ushinskogo, Yaroslavl', 2008. (in Russian)

Lee B.Y., Wang J., Weststar J. Work hour congruence: the effect on job satisfaction and absenteeism. The International Journal of Human Resource Management, 2015, 26(5), 657–675. doi:10.1080/09585192.2014.922601

Levinson D.J. The Seasons of a Man's Life: The Groundbreaking 10-Year Study That Was the Basis for Passages! New York: Ballantine Books, 1986.

Levinson D.J. The seasons of a woman's life: A fascinating exploration of the events, thoughts, and life experiences that all women share. New York: Ballantine Books, 2011.

Litvak M.E. Psikhologiya uspekha. Moscow: AST, 2020. (in Russian)

Luyckx K., Schwartz S.J., Goossens L., Beyers W., Missotten, L. Processes of personal identity for-mation and evaluation. In: S.J. Schwartz, K. Luyckx, V.L. Vignoles (Eds.), Handbook of identity the-ory and research. New York: Springer, 2011. pp. 77–98. doi:10.1007/978-1-4419-7988-9_4

Lyaudis V.Ya. Innovatsii v obrazovanii, 2002, No. 2, 126–128.

Manukyan V.R. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2011, 16(4), 109–117. (in Russian)

Muzhichenko S.V, Abakumova I.V. Innovatsionnaya nauka: psikhologiya, pedagogika, defektologi-ya, 2022, 5(5), 64–75. doi:10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75 (in Russian)

Nakokhova R.R., Makoeva A.Yu. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2019, 7(1). (in Russian)

Nikishina V.B., Petrash E.A. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universi-teta, 2009, 1(64), 42–47. (in Russian)

Patyrbaeva K.V., Kozlov V.V., Mazur E.Yu., Konobeev G.M., Mazur D.V., Maritsas K.D., Patyrbaeva M.I. Identichnost': sotsial'no-psikhologicheskie i sotsial'no-filosofskie aspekty. Perm': Perm. gos. nats. issl. universitet, 2012. (in Russian)

Petrash E.A. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Kurskii gosudarstvennyi med-itsinskii universitet, Kursk, 2009. (in Russian)

Povarenkov Yu.P. Problemy psikhologii professional'nogo stanovleniya lichnosti. Saratov: Sara-tovskii gos. sotsial'no-ekonomicheskii universitet, 2013. (in Russian)

Povarenkov Yu.P. Psikhologiya deyatel'nosti professionala. Yaroslavl': Yaroslavskii gos. ped. uni-versitet im. K.D. Ushinskogo, 2021. 243 p. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Psikhologicheskii smysl truda. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 2010. (in Russian)

Pryazhnikova E.Yu., Egorenko T.A. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2012, 1(2), 111–122. (in Russian)

Ren'sh M.A., Lesik A.V. Psikhologicheskie issledovaniya, 2011, 4(17). doi:10.54359/ps.v4i17.851 (in Russian)

Rodygina U.S. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2007, 12(4), 39–51. (in Russian)

Rogov E.I. Vybor professii: Stanovlenie professionala. Moscow: Vlados, 2003. (in Russian)

Rudneva E.N., Kostyanov V.V. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2010, 6(14), 145–149. (in Russian)

Shneider L.B. In: Pomogayushchee povedenie: tsennosti, smysly, modeli. Kaluga: Eidos, 2016, 72–85. (in Russian)

Shneider L.B. In: Pomogayushchee povedenie: tsennosti, smysly, modeli. Kaluga: Eidos, 2016. pp. 72–85. (in Russian)

Smirnova P.V. Professional'naya identichnost'. Psikhologicheskie kharakteristiki stanovleniya. Lon-don: Lambert Academic Publishing, 2012. (in Russian)

Sonnenfeld J.A. Managing career systems: channeling the flow of executive careers. Homewood, Illi-nois: Richard d Irwin, 1984.

Sychenko Yu.A. Pis'ma v Emissiya.Offlain, 2021, No. 4. (in Russian)

Tarasova T.V., Pogbaeva A.D. Vestnik Mordovskogo universiteta, 2011, 21(2), 83–85. (in Russian)

Tenyaeva O.V., Tobolevich O.A. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya, 2018, 4(70), 107–115. (in Russian)

Tuzhikova E.S. Pis'ma v Emissiya.Offlain, 2022, No. 12. (in Russian)

Vodop'yanova N.E., Gofman O.O. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, No. 2, 6–17. (in Russian)

Waterman A.S. Finding something to do or someone to be: A eudaimonist perspective on identity formation. In: J. Kroger (Ed.), Discussions on ego identity. New York: Psychology Press, 2014. pp. 147–168. doi:10.4324/9781315806747-7

Zaitseva A.A. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2022, 2(93), 26–29. doi:10.24412/1991-5497-2022-293-26-29 (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 146

Опубликован

28.04.2024

Как цитировать

Брызгалин, Е., Александрова, Ю., & Пряжников, Н. (2024). Теоретико-психологический анализ современных представлений о профессиональной идентичности: проблемы развития. Часть 2. Психологические исследования, 17(93), 4. https://doi.org/10.54359/ps.v17i93.1517

Выпуск

Раздел

Обзоры