Субъективные оценки визуальной сложности и эстетической привлекательности фрактальных изображений: индивидуальные различия и генетические влияния

Авторы

  • Светлана Пьянкова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.238

Ключевые слова:

фрактальная размерность, визуальная сложность, эстетические предпочтения, визуальное восприятие, индивидуальные различия, ген МАОА, ген DRD2

Аннотация

Фрактальная размерность, как показано в ряде исследований, тесно связана с параметрами восприятия самоподобных объектов. Изучались особенности восприятия фрактальных изображений. Проверялись предположения об устойчивости индивидуальных различий в субъективных оценках визуальной сложности, о влиянии генетических факторов на эстетические предпочтения при восприятии визуальных самоподобных стимулов. Использовался авторский метод (2013) исследования: испытуемые ранжировали 20 плоских изображений разной фрактальной размерности (от 1,086 до 1,751). Анализировались связи между объективными (фрактальная размерность) и субъективными оценками визуальной сложности и привлекательности стимулов. Испытуемые (N = 299) ранжировали стимулы: группа 1 – по критерию субъективной сложности, 175 человек, средний возраст 21,9 ± 3,29, повторно обследованы 55 человек; группа 2 – по критерию субъективной привлекательности, 124 человека, средний возраст 19 ± 1,45. В группе 2 определялись носители аллелей генов МАОА и DRD2. Результаты подтверждают гипотезы исследования: субъективные оценки визуальной сложности коррелируют с фрактальной размерностью и воспроизводятся при повторном тестировании; обнаружено (впервые) влияние полиморфизмов генов МАОА и DRD2 на эстетические предпочтения при восприятии визуальных фрактальных стимулов. Представляется обоснованным введение психологического конструкта «чувствительность к фрактальной размерности» при изучении вариативности восприятия визуальных фрактальных объектов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Светлана Пьянкова

Пьянкова Светлана Дмитриевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: spyank@mail.ru

Литература

Abraham F.D., Sprott J.C., Mitina O., Osorio M., Dequito E. A., Pinili J.M. Judgments of time, aesthetics, and complexity as a function of the fractal dimension of images formed by chaotic attractors. 2003. http://www.blueberry-brain.org/silliman/JEM%20ms2.htm

Aks D.J., Sprott J.C. Quantifying aesthetic preference for chaotic patterns. Empirical Studies of the Arts, 1996, 14(1), 1–16. doi:10.2190/6V31-7M9R-T9L5-CDG9

Bies A.J., Blanc-Goldhammer D.R., Boydston C.R., Taylor R.P., Sereno M.E. Aesthetic responses to exact fractals driven by physical complexity. Frontiers in Human Neuroscience, 201610, 210. doi:10.3389/fnhum.2016.00210

Hagerhall C.M., Laike T., Kuller M., Marcheschi E., Boydston C., Taylor R.P. Human physiological benefits of viewing nature: EEG responses to exact and statistical fractal patterns. Nonlinear Dynamics Psychol. Life Sci., 2015, 19, 1–12. PMID: 25575556

Hagerhall C.M., Laike T., Taylor R.P., Kuller M., Kuller R., Martin T.P. Investigations of human EEG response to viewing fractal patterns. Perception, 2008, 37(10), 1488–1494. doi: 10.1068/p5918

Hagerhall C.M., Purcell T., Taylor, R. Fractal dimension of landscape silhouette outlines as a predictor of landscape preference. Journal of Environmental Psychology, 2004, 24(2), 247–255. doi:10.1016/j.jenvp.2003.12.004

Joye Y. Some reflections on the relevance of fractals for art therapy. The Arts in Psychotherapy, 2006, 33(2), 143–147. doi:10.1016/j.aip.2005.11.001

Joye Y. Fractal architecture could be good for you. Nexus Network Journal, 2007, 9(2), 311–320. doi:10.1007/s00004-007-0045-y

Kashtanov A.A., Korolenko P.V., Mishin A.Y. Аpplied and fundamental aspects of fractal art therapy. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 2017, 19(2), 90–92.

Mandelbrot B.B. The fractal geometry of nature. New York: Freeman, 1982.

Mitina O.V., Abraham F.D. The use of fractals for the study of the psychology of perception: psychophysics and personality factors, a brief report. International Journal of Modern Physics C, 2003, 14(08), 1047–1060. doi:10.1142/S0129183103005182

Peitgen H.-O., Richter P. The beauty of fractals. Heidelberg: Springer-Verlag, 1986.

Pyankova S.D. Fraktal'no-analiticheskie issledovaniya v psikhologii. In: Sinergetika v obshchestvennykh i estestvennykh naukakh. Proceedings of the 9th International Conference. Tver: TGU. pp. 359–360. (in Russian)

Pyankova S.D. Fractal analysis in psychology: perception of self-similar objects. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 12. http://psystudy.ru (in Russian, abstr. in English).

Pyankova S.D., Chertkova Yu.D., Scobeyeva V.A., Chertkova E.R. Influence of genetic factors on perception of self-similar objects. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2019, vol. 64, 530–537. doi:10.15405/epsbs.2019.07.69 (in Press)

Salingaros N.A. Fractal art and architecture reduce physiological stress. Journal of Biourbanism, 2012, 2(2), 11–28.

Spehar B., Clifford C.W.G., Newell B.R., Taylor R.P. Universal aesthetic of fractals. Computers and Graphics, 2003, 27(5), 813–820. doi:10.1016/S0097-8493(03)00154-7

Spehar B., Wong S., van de Klundert, S., Lui J., Clifford C.W.G., Taylor R.P. Beauty and the beholder: the role of visual sensitivity in visual preference. Frontiers in Human Neuroscience, 2015, 9(00514). doi:10.3389/fnhum.2015.00514

Sprott J.C. Strange attractors: Creating patterns in chaos. New York: M&T Books, 1993.Street N., Forsythe A. M., Reilly R., Taylor R., Helmy M. S. A complex story: universal preference vs. individual differences shaping aesthetic response to fractals patterns. Frontiers in Human Neuroscience, 2016, 10, 213. doi:10.3389/fnhum.2016.00213

Taylor R.P. Reduction of physiological stress using fractal art and architecture. Leonardo, 2006, 39(3), 245–251. doi:10.1162/leon.2006.39.3.245

Taylor R., Newell B., Spehar B., Clifford C. Fractals: A resonance between art and nature? Symmetry: Art and Science, 2001, Vol. 1, 194–197.

Taylor R.P., Spehar B., Van Donkelaar P., Hagerhall C.M. Perceptual and physiological responses to Jackson Pollock’s fractals. Frontiers in Human Neuroscience, 2011, 5, Article 60. doi:10.3389/fnhum.2011.00060.

Taylor R.P., Spehar B., Wise J.A., Clifford C.W., Newell B.R., Hagerhall C.M., Purcell T., Martin T.P. Perceptual and physiological responses to the visual complexity of fractal patterns. Nonlinear dynamics, psychology, and life sciences, 2005, 9(1), 89–114. PMID:15629069.

Taylor R.P., Sprott J.C. Biophilic fractals and the visual journey of organic screen-savers. Nonlinear Dynamics, Psychology, and Life Sciences, 2008, 12(1), 117–129. PMID: 18157930

Zueva M.V. Fractality of sensations and the brain health: the theory linking neurodegenerative disorder with distortion of spatial and temporal scale-invariance and fractal complexity of the visible world. Frontiers in Aging Neuroscience, 2015, vol. 7, 135. doi:10.3389/fnagi.2015.00135

Число просмотров

Просмотров: 216

Опубликован

28.02.2019

Как цитировать

Пьянкова, С. (2019). Субъективные оценки визуальной сложности и эстетической привлекательности фрактальных изображений: индивидуальные различия и генетические влияния. Психологические исследования, 12(63). https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.238

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)