Прошлое, настоящее и будущее детей с ограниченными возможностями здоровья в представлении их родителей

Авторы

  • Галина Мишина
  • Анна Тарасова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.273

Ключевые слова:

временная перспектива, представления родителей, инклюзивное обучение, дети с ОВЗ, инфантилизация образа ребенка

Аннотация

Статья посвящена эмпирическому изучению временной перспективы образа ребенка в представлениях родителей. Авторы знакомят с результатами сравнительного анализа данных трех групп родителей – воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, обучающихся в общеобразовательной школе по адаптивным образовательным программам (АОП) (в условиях инклюзивного обучения), и воспитывающих нормально развивающихся младших школьников в условиях общеобразовательной школы. С помощью анкетирования, опросника и методики незаконченных предложений, спроектированной с учетом временной перспективы и разделения на положительные и отрицательные индукторы, были получены данные, позволившие сравнить представления родителей о прошлом, настоящем и будущем младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), воспитывающихся в разных образовательных условиях – специальной (коррекционной) общеобразовательной школе и в условиях инклюзивного образования. Был сделан вывод о сужении временной перспективы (от отдаленного будущего до открытого настоящего) при возрастании выраженности нарушения. Наиболее желаемым качеством личности ребенка (как в настоящем, так и будущем) для родителей является его самостоятельность, однако сами взрослые не готовы предоставлять возможности для ее формирования, жестко контролируя поведение ребенка и симбиотически проживая его жизнь. С учетом развития инклюзивного обучения в нашей стране представленный материал позволяет спроектировать содержание психологической помощи, направленной на индивидуально-личностное развитие ребенка с ОВЗ, гармонизацию родительско-детских отношений, а также на выстраивание конструктивных отношений между учителями и родителями.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Галина Мишина

Мишина Галина Александровна. Доктор психологических наук, профессор, кафедра специальной психологии, факультет психологии образования, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: mishinagalina2017@mail.ru

Анна Тарасова

Тарасова Анна Дмитриевна. Студентка, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: annatarasova1209@mail.ru

Библиографические ссылки

Levin K. Opredelenie ponyatiya «pole v dannyi moment» [Definition of the term «field at the moment»]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2000. (in Russian)

Makhieva L.Kh. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2012, 6(14), 55–67. (in Russian)

Nuttin J. In: P. Fress, J. Piazhe (Eds), Eksperimental'naya psikhologiya [Experimental Psychology]. Moscow: Progress, 1975. (in Russian).

Ratanova T.A., Shlyakhta N.F. Psikhodiagnosticheskie metody izucheniya lichnosti [Psychodiagnostic methods of studying the personality]. Moscow: Flinta, 2005. (in Russian).

Tolstykh N.N. Teoriya vremennoi perspektivy. Metod motivatsionnoi induktsii. Rukovodstvo po analizu vremennoi perspektivy. Rukovodstvo po analizu soderzhaniya motivatsii [Theory of time perspective. Method of motivational induction. Guide to the analysis of the time perspective. Guide to the analysis of the content of motivation]. Moscow: Smysl, 2004. (in Russian)

Опубликован

18.08.2018

Как цитировать

Мишина, Г., & Тарасова, А. (2018). Прошлое, настоящее и будущее детей с ограниченными возможностями здоровья в представлении их родителей. Психологические исследования, 11(60). https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.273

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)