Кино и психология повседневности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i56.344Ключевые слова:
психология повседневности, повседневность, кинематограф, кинофильм, идентичность, эстетическая парадигма, восприятие, нарратив, психологический хронотопАннотация
Обсуждается проблема кино в психологии повседневности. Кино рассматривается в нескольких аспектах взаимоотношения с повседневностью – как способ кристаллизации в произведении искусства повседневной жизни человека, как часть повседневной жизни, включающей в себя просмотр кинофильмов, и как вариант контакта зрителя с повседневностью, отраженной в кино. Показывается роль кино в рефлексии ценностей и состояния общества, отражении происходящих изменений, в восстановлении целостности идентичности людей. В русле эстетической парадигмы рассматривается значение кинематографа для кристаллизации разнообразных аспектов повседневной жизни. Рассматриваются разные грани кинематографа – развлечение, индустрия и искусство в их связи с повседневностью. Рассматриваются тенденции в развитии современного российского массового кино и его роль в построении групповой идентичности. В контексте отражения повседневности подчеркивается значение авторского кино. Подчеркивается роль личности творца, его отношения к действительности в эстетическом переживании, вызываемом произведением киноискусства. Подчеркивается, что произведением искусства кинофильмы становятся тогда, когда изображенная в них повседневность пронизана духом и настроением времени, а обычная жизнь героев вплетается в историческую эпоху. Рассматриваются вопросы восприятия повседневности в кино современным зрителем. Подчеркивается психологическое и эмоциональное значение кинофильмов, которые затрагивают «жизненный мир» зрителя, его субъективное жизненное пространство и представления о себе. Отображение повседневности в современном российском кино разбирается на примере двух картин – «Нелюбви» Андрея Звягинцева и «Аритмии» Бориса Хлебникова. Раскрывается значение языка, формы произведения киноискусства для восприятия и переживания зрителем фильма, для воссоздания целостности идентичности в процессе просмотра или увеличения внутренней дисгармонии. Рассматривается значение личных «тем» зрителя для восприятия и переживания фильма. В качестве перспективы дальнейшего исследования взаимодействия формы произведения, личностных особенностей и «тем» зрителя в восприятии повседневности в кино, предлагается обращение к понятию психологического хронотопа.
Скачивания
Литература
Antsyferova L.I. Psikhologicheskii zhurnal, 1993, 14(2), 3–16. (in Russian)
Antsyferova L.I. Razvitie lichnosti i problemy gerontopsihologii [The development of the personality and the problems of gerontopsychology]. Moscow: Institut psihologii RAN, 2006.
VygotskyL.S. Psihologija iskusstva [Phsychology of art]. Moscow: Iskusstvo, 1968.
Gavrichenko O.V., Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(54), 1. http://psystudy.ru (in Russian)
Guseltseva M.S. Psikhologicheskie Issledovaniya. 2017, 10(51), 12. http://psystudy.ru (in Russian)
Kubrak T.A.. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(47), 8. http://psystudy.ru (in Russian)
Leontiev D.A. Vvedenie v psikhologiyu iskusstva [Introduction to art psychology]. Moscow: Smysl, 1998. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(37), 12. http://psystudy.ru. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru. (in Russian) Martsinkovskaya T.D., Poleva N.S. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2006, Vol. 2, 98–104. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D., Orestova V.R. Articult. Current Issue Articles, 2017, 27(3),134–143. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D., Turusheva Yu.B. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(52), 2. http://psystudy.ru. (in Russian)