Парадоксы индивидуального и социального в судьбах представителей науки и искусства

Авторы

  • Наталья Полева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.367

Ключевые слова:

индивидуализация, социальное пространство, личностное пространство, психологический хронотоп, ГАХН

Аннотация

Предпринята попытка анализа влияний социальных и индивидуальных факторов на творческие судьбы представителей российской науки и искусства. Анализ публикаций С.В.Кравкова периода начала и середины 20-х гг. доказывает, что в сферу научных интересов ученого входили не только проблемы психологии и психофизиологии зрения, исследованиями которых он занимался в Государственной академии художественных наук (ГАХН), но и методологические проблемы психологии, психологии развития, педагогической психологии. Ограничение области научных исследований Кравкова в конце 20-х, его уход полностью в естественнонаучные, идеологически нейтральные исследования рассматривается как вариант его индивидуальной стратегии сосуществования с режимом при сохранении определенной степени личной независимости и возможности самореализации в науке. Судьбы ученых философского отделения ГАХН (Волков, Габричевский, Жинкин, Губер), уцелевших после чисток и репрессий, доказывают невозможность полноценной творческой самореализации в жестко заданных рамках социального пространства. Поэтому единственно возможной стратегией физического выживания становится изменение сферы деятельности и области научных интересов. Научная и творческая биографии философа и психолога С.Л.Рубинштейна и композитора Д.Д.Шостаковича рассматриваются как стратегии ухода во внутреннее пространство личности и способа сохранения собственной идентичности. Такая стратегия позволяла конструировать личностное пространство как убежище от внешнего мира и давления социальных факторов, пространства свободы и самореализации. Изменение внешнего социального пространства на макрои микроуровне (на примере биографии В.Кандинского) рассматривается как пример личностной стратегии, способствующей сохранению индивидуальности и творческой самореализации в соответствии с личностным выбором. Усиление индивидуализации рассматривается как основной личностный ресурс построения / сохранения личностного пространства как пространства свободы и самореализации, важными составляющими которого становятся наука и искусство.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Наталья Полева

Полева Наталья Сергеевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: npoleva@mail.ru

Литература

Allakhverdyan A.G., Yurevich A.V. Voprosy Psikhologii, 2010, No. 6, 109–112. (in Russian)

Avtonomova H.B., Sarabyanov D.V., Turchin B.C. (Eds.). Mnogogrannyi mir Kandinskogo [Many-sided world of Kandinsky]. Moscow: Nauka, 1999. http://www.kandinsky-art.ru/library/mnogogranniy-mir-kandinskogo.html (in Russian)

Blok A. Stikhiya i kul'tura [Elements and culture]. Moscow: Pravda, 1971. Vol. 4, pp. 115–124. (in Russian)

Dubovskaya E.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Duchting H. Vasilii Kandinskii 1899–1944. Revolyutsiya v zhivopisi [Wassily Kandinsky, 1866-1944: A Revolution in Painting]. Moscow: Art-rodnik, 2002. (in Russian)

Erikson E. Molodoi Lyuter. Psikhoanaliticheskoe istoricheskoe issledovanie [Young Luther. Psychoanalytic historical research]. Moscow: Moskovskii filosofskii fond «Medium», 1996. (in Russian)

Gavryushin N.K. In: N.S. Plotnikov, N.P. Podzemskaya (Eds.), Iskusstvo kak yazyk – yazyki iskusstva. Gosudarstvennaya akademiya khudozhestvennykh nauk i esteticheskaya teoriya 1920 godov [Art as language – art languages. State academy of art sciences and esthetic theory of the 1920th years]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. pp. 90–101. (in Russian)

Kandinskii V. Stupeni. Tekst khudozhnika [Steps. Text of the artist], 1918. http://www.kandinsky-art.ru/library/isbrannie-trudy-po-teorii-iskusstva53.html. (in Russian)

Kotova I.B. Voprosy Psikhologii, 1982, No. 4, 52–61. (in Russian)

Kravkov S.V. Vestnik Znaniya, 1916a, No. 10, 572–578. (in Russian)

Kravkov S.V. Vestnik Znaniya, 1916b, No. 11, 626–633. (in Russian)

Kravkov S.V. Psikhologicheskoe Obozrenie, 1917, Vol. 1, 153–160. (in Russian)

Kravkov S.V. Psikhologicheskoe Obozrenie, 1918, Vol. 1, 558–564. (in Russian)

Kravkov S.V. Samonablyudenie [Introspection]. Moscow: Russkii knizhnik, 1922. (in Russian)

Kravkov S.V. Vnushenie [Suggestion]. Moscow: Russkii knizhnik, 1924. (in Russian)

Kravkov S.V. Ocherk psikhologii [Psychology sketch]. Moscow: Russkii knizhnik, 1925. (in Russian)

Kravkov S.V. Eksperimental'naya psikhologiya i izuchenie rebenka [Experimental psychology and studying of the child]. Moscow: Iskra revolyutsii, 1927. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. In: T.D. Martsinkovskaya (Ed.), Metodologicheskie problemy sovremennoi psikhologii [Methodological problems of modern psychology]. Moscow: Smysl, 2004. pp. 66–67. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Mir Psikhologii, 2009, No. 1, 43–50. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(30), 12. http://psystudy.ru(in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Vestnik RGNF, 2014, No. 4, 116–126. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015a, 8(42), 1. http://psystudy.ru(in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme [Socialization problem in historical and genetic paradigms]. Moscow: Smysl, 2015b. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in space of a psychological chronotope]. Moscow: Smysl, 2017. (in Russian)

Poleva N.S. Kul'turno-istoricheskaya Psikhologiya, 2007, No. 2, 93–100. (in Russian)

Umryukhin E.A. Psikhologicheskii Zhurnal, 2002, 23(5), 25–31. (in Russian)

Volkov N.N. Mysli ob iskusstve [Thoughts of art]. Moscow: Sovetskii khudozhnik, 1973. (in Russian)

Volkov N.N. Kompozitsiya v zhivopisi [Composition in painting]. Moscow: Iskusstvo, 1977. (in Russian)

Volkov N.N. Tsvet v zhivopisi [Color in painting]. Moscow: Iskusstvo, 1984. (in Russian)

Vorobeva O.D., Grebenyuk A.A. Analiticheskii doklad: «Emigratsiya iz Rossii v kontse XX nachale XXI veka» [Analytical report: "Emigration from Russia at the end of XX beginning of the XXI century"]. Moscow, 2016. https://komitetgi.ru/analytics/2977/(in Russian)

Yakimenko Yu.N. In: N.S. Plotnikov, N.P. Podzemskaya (Eds.), Iskusstvo kak yazyk – yazyki iskusstva. Gosudarstvennaya akademiya khudozhestvennykh nauk i esteticheskaya teoriya 1920 godov [Art as language – art languages. State academy of art sciences and esthetic theory of the 1920th years]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. pp. 434–435. (in Russian)

Yaroshevskii M.G. Repressirovannaya nauka [The repressed science]. St. Petersburg: Nauka, 1994. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 58

Опубликован

15.08.2017

Как цитировать

Полева, Н. (2017). Парадоксы индивидуального и социального в судьбах представителей науки и искусства. Психологические исследования, 10(54). https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.367

Выпуск

Раздел

Статьи