Модель психического как интегративное понятие в современной психологии

Авторы

  • Елена Сергиенко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.368

Ключевые слова:

модель психического, интегративное понятие, межпарадигмальность, ментальный механизм, социальное познание, подростки

Аннотация

Обосновано представление об интегративном характере понятия модели психического, возникшего на пересечении различных парадигм (когнитивной, социального познания, субъектной парадигмы, психолингвистики, метакогнитивного подхода). Показываются отличия конструкта модели психического от аналогичных подходов, например, от концепции социального познания. Подход «Модель психического» позволяет перейти к анализу внутренней концептуализации (внутреннего мира человека), к анализу субъективного опыта, пониманию мира человеком в его индивидуальных и универсальных составляющих. Кроме того, данный подход демонстрирует переход к интегральным полям исследования. Модель психического как интегративное понятие также знаменует переход от матричного принципа в организации знаний человека к сетевому, системному, где понятия различных дисциплин (когнитивной психологии, социальной психологии, психолингвистики и других) составляют компоненты сети или системы понятий, позволяющей перейти на новый уровень исследований и анализа, что соответствует современным тенденциям психологического знания в эпоху постмодерна. На примере характеристик модели психического в подростковом возрасте показано изменение не только составляющих данной способности, но и их социокультурные координаты. Показывается, что подростки становятся компетентными в понимании сложных и амбивалентных эмоций, однако общая тенденция схематизации мира и отношений ведет их часто к упрощениям и невозможности совмещения приятных и неприятных эмоций по отношению к ситуации или другому лицу. Раскрывается специфика понимания юмора, а также феномена буллинга в контексте модели психического. Подчеркивается, что понимание неверных мнений, возникающее в дошкольном возрасте, является универсальным в социальном познании детей в разных культурах. Модель психического, хотя и раскрывает внутренние ментальные механизмы понимания мира, однако с необходимостью требует включения ее в более широкий междисциплинарный контекст исследований развития картины мира, ее понимания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Елена Сергиенко

Сергиенко Елена Алексеевна. Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской академии наук, Ярославская ул., д. 13, к. 1., 129366 Москва, Россия. E-mail: Elenas13@mail.ru

Литература

Ananiev B.G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [Problems of Modern Humanistics]. Moscow: Nauka, 1977. (in Russian)

Andreeva G.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, 1(3). http://psystudy.ru (in Russian)

Asmolov A.G., Shekhter E.D., Chernorizov A.M. Voprosy Psikhologii, 2013, No. 6, 3–14. (in Russian)

Gerasimova A.S., Sergienko E.A. Psikhologicheskii Zhurnal, 2005, 26(1), 56–70. (in Russian)

Goswami U. Cognitive development. The learning brain. New York, N.Y.: Psychology Press, 2008.

Guseltseva M.S. Zhurnal Prakticheskogo Psikhologa, 2009, No. 6, 4–44. (in Russian)

Guseltseva M.S. Evolyutsiya psikhologicheskogo znaniya v smene tipov ratsional'nosti (istoriko-metodologicheskoe issledovanie) [Evolution of psychological knowledge and a change in the types of rationality (historical and methodological research)]. Moscow: Akropol', 2013. (in Russian)

Guseltseva M.S. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko (Eds.), Printsip razvitiya v sovremennoi psikhologii [Principle of development in modern psychology]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2016. pp. 31–51. (in Russian)

Guseltseva M.S., Izotova E.I. Pozitivnaya sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodologiya i empirika [Positive socialization of children and adolescents. Methodology and empirics]. Moscow: Smysl, 2016. (in Russian)

Kolesnikova N.I., Sergienko E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2010, 6(14). http://psystudy.ru (in Russian)

Lavrentev A.I. «Chernyi yumor» i amerikanskii kharakter: ucheb. posobie po spetskursu ["Black humor" and American character: a special course curriculum]. Izhevsk: Udmurtskii gos. universitet, 2009. (in Russian)

Leontiev D.A., Ovchinnikova U.Yu., Rasskazova E.I., Fam A.Kh. Psikhologiya vybora [Psychology of choice]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)

Leslie A.M. Pretense and representation: the origins of "Theory of Mind". Psychological Review, 1987, 94(4), 412–426.

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(24), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko (Eds.), Printsip razvitiya v sovremennoi psikhologii [Principle of development in modern psychology]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2016. pp. 116–134. (in Russian)

Sergienko E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka [Theory of Mind in the ontogenesis of man]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)

Sergienko E.A., Vetrova I.I. Russkoyazychnaya adaptatsiya testa Dzh.Meiera, P.Seloveya, D.Karuzo «Emotsional'nyi intellekt» (MSCEIT V2.0) [Russian-language adaptation of the test "Emotional intellect" J.Mayer, P.Salovey, D.Caruso]. Moscow: Smysl, 2017. (in Russian)

Shakoor S., Jaffee S.R., Bowes L., Ouellet-Morin I., Andreou P., Happe F., Moffitt T.E., Arseneault L. Theory of mind and adolescent involvement in Bullying. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2012, 53(3), 254–261.

Sutton J., Smith P.K., Swettenham J. Bullying and "Theory of Mind": A Critique of the "Social Skills Deficit" View of Anti-Social Behaviour. Social Development, 1999, 8(1), 117–127.

Wellman H.M., Peterson C.C. Theory of Mind, development, and deafness. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, M.V. Lombardo (Eds.), Understanding other minds: perspective from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 51–72.

Znakov V.V. Psikhologiya ponimaniya mira cheloveka [Psychology of understanding the world of man]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2016. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 500

Опубликован

15.08.2017

Как цитировать

Сергиенко, Е. (2017). Модель психического как интегративное понятие в современной психологии. Психологические исследования, 10(54). https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.368

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>