Социальные представления и ценностные ориентации в картине мира современных подростков: мозаика противоречий
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.375Ключевые слова:
картина мира, социальные эмоции и представления старших подростков, ценностные ориентации, представления об успехе, отношение к старости, образ пожилыхАннотация
Рассматривается картина мира современных подростков в нестабильной социальной ситуации, через актуализацию социальных представлений и ценностных ориентаций. Социальные представления могут выступать в качестве когнитивного компонента картины мира, которые рождаются в обыденном повседневном мышлении с целью помочь человеку осмыслить и проинтерпретировать окружающую социальную реальность. Ценностные ориентации и эмоции составляют аффективный компонент картины мира и проявляются в межличностных взаимоотношениях. В современном мире одной из важнейших ценностей становится успех, а представление об успехе отражает место подростка среди других людей, оценку своих действий, поведения и взаимоотношений с другими людьми. Представлены результаты исследования места и характера социальных представлений в картине мира старших подростков в ситуации транзитивности современного общества. Полученные материалы доказывают, что социальные представления об окружающем в картине мира современной молодежи крайне не структурированы и противоречивы, имеют невысокую степень их связанности в разных сферах действительности между собой, что существенно осложняет конструирование картины мира. Эмоциональные переживания подростков и молодежи более гармоничны. Они показывают не только наиболее аффективно заряженные образы в картине мира, но и противоречия между отношением к себе в мире и отношением к миру. Выявлена высокая степень значимости ценностей самостоятельности и достижения для всех подростков, что свидетельствует о высокой мотивации к автономии и личному признанию. Профессиональная направленность и пространственные характеристики проживания не только отражаются в содержании картины мира подростков, но и в некоторой степени определяют направление ее развития. Обнаружено отсутствие гармоничной взаимосвязи между представлениями о себе и представлениями о мире в целом, что затрудняет формирование персонифицированной картины мира.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Psychology of social cognition]. Moscow: Aspekt Press, 2005. (in Russian)
Dontsov A.I., Emel'yanova T.P. Kontseptsiya sotsial'nykh predstavlenii v sovremennoi frantsuzskoi psikhologii [The concept of social representations in modern French psychology]. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1987. (in Russian)
Emel'yanova T.P. Psikhologicheskii zhurnal, 2001, 22(6), 39–47. (in Russian)
Gurevich A.Ya. Novoe literaturnoe obozrenie, 2005, No. 75, 38–63. http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/gu4.html (in Russian)
Heidegger M. In: Vremya i bytie [Time and existence]. Moscow: Respublika, 1993. http://abolla.narod.ru/vkm.pdf (in Russian)
Leonov N.I. (Ed.). Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya [Foreign social psychology]. Moscow: Flinta, 2009. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Identichnost' i sotsializatsiya v sovremennom mire [Identity and socialization in the modern world] Moscow: Mosk. ped. gos. universitet, 2015. (in Russian)