Психодинамика передачи травматического опыта от поколения к поколению в контексте культурно-исторической клинической психологии

Авторы

  • Наталья Бурлакова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.490

Ключевые слова:

межпоколенческая передача, психоисторическая травма, психодинамика, травматический опыт, Холокост, идентичность, культурно-исторический анализ, культурно-историческая клиническая психология

Аннотация

Статья посвящена анализу психодинамики межпоколенческой передачи травматического опыта на примере наиболее исследованного в зарубежной психологии прецедента психоисторической травмы – межпоколенческой трансляции опыта Холокоста второму и последующим поколениям. В контексте обсуждения кризиса и трансформации механизмов передачи опыта в современных социокультурных условиях заостряется необходимость обращения к вопросу о наследовании глубоко травматичного опыта из поколения в поколение. На примере передачи опыта Холокоста показывается, как разные типы передачи травматического опыта влияют на формирование идентичности, каковы способы и механизмы его трансляции в воспитание детей и отношения с ними. Исследование этой темы позволяет сделать ряд важных выводов, осознать фундаментальность культурного явления межпоколенческой трансмиссии, не связанного исключительно с темой еврейской национальной идентичности, обозначить новые ракурсы для развития культурно-исторической клинической психологии. Анализ психодинамики, разворачивающейся на личном, индивидуально-межличностном и социально-общественном уровне, передачи травматического опыта от переживших к последующим поколениям рассматривается как важный методологический и смысловой момент в осуществлении исследований в области культурно-исторической клинической психологии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Наталья Бурлакова

Бурлакова Наталья Семеновна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: naburlakova@yandex.ru

Литература

Adelman А. Traumatic Memory and the Intergenerational Transmission of Holocoust Narratives. The Рsychoanalytic Study of the Child, 1995, Vol. 50, 343–367.

Alexander J. Smysly sotsial'noi zhizni: kul'tursotsiologiya. Moscow: Praksis, 2013. (in Russian)

Andreeva G.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, 6(20), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Barocas C., Barocas H. Manifestations of Concentration Camp Effects on the Second Generation. The American Journal of Psychiatry, 1973, 130(7), 820–821.

Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)

Beiker K., Gippenreiter Yu.B. In: Teoriya semeinykh sistem Myurreya Bouena. Moscow: Kogito-Tsentr, 2005. pp. 419–452. (in Russian)

Beiker K., Varga A. (Eds.). Teoriya semeinykh sistem Myurreya Bouena. Osnovnye ponyatiya, metody i klinicheskaya praktika. Moscow: Kogito-Tsentr, 2005. (in Russian)

Belinskaya E.P. Psikhologiya i Psikhotekhnika, 2013, No. 4, 320–327. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.04.2 (in Russian)

Bendor S.J. Strong at the Broken Places: Diverse Voices of Second Generation. Journal of Jewish Communal Service, 2008, 83(2/3), 243–249.

Burlakova N.S., Oleshkevich E.V. Psikhologiya i Psikhotekhnika, 2014, No. 9, 922–931. DOI10.7256/2070-8955.2014.9.12781 (in Russian)

Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Metodologiya i Istoriya Psikhologii, 2010, 5(1), 156–183. http://istina.msu.ru/media/publications/article/842/f54/458858/Statya_Burlakova_Oleshkevich.pdf (in Russian)

Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Psikhologicheskaya kontseptsiya identichnosti E.Eriksona v zerkale lichnoi istorii avtora (opyt issledovaniya prirody kliniko-psikhologicheskogo znaniya). Moscow: IPTs 'Maska', 2011. (in Russian)

Danieli Y. (Ed.). International handbook of multigenerational legacies of trauma. New York, NY: Plenum Press, 1998.

Epstein H. Children of the Holocaust: Conversations with sons and daughters of survivors. New York, NY: Penguin, 1979.

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. Moscow: Progress, 1996. (in Russian)

Fonagy P. The transgenerational transmission of Holocaust trauma: Lessons learned from the analysis of an adolescent with obsessive-compulsive disorder. Attachment and Human Development, 1999, 1(1), 92–114.

Freud A., Burlingham D. War and Children. New York, NY: Medical War Books, 1943.

Freud A., Dann S. An experiment in group upbringing. The Рsychoanalytic Study of the Child, 1951, Vol. 6, 127–168.

Freund A. A Canadian family talks about oma’s life in Nazi Germany: Three-generational interviews and communicative memory. Oral History Forum, 2009, Vol. 29, 1–26.

Frie R. Memory and Responsibility. Navigating Identity and Shame in the German-Jewish Experience. Psychoanalytic Psychology, 2012, 29(2), 206–225.

Giddens E. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late Mordern Age. Cambridge: Polity Press, 1991.

Gruenberg K., Rosental N. Contaminated generativity: Holocaust survivors and their children in Germany. American Journal of Psychoanalysis, 2007, 67(1), 89–96.

Halbwachs M. Neprikosnovennyi Zapas, 2005, No. 2–3. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html (in Russian)

Hoffman E. After such knowledge: Memory, history, and the legacy of the Holocaust. New York, NY: Public Affairs, 2004.

Hutton P. Istoriya kak iskusstvo pamyati. St. Petersburg: Vladimir Dal', 2004. (in Russian)

Kellermann N. Transmission of Holocaust Trauma. National Israeli Center for Psychosocial Support of Survivors of the Holocaust and the Second Generation, 2000. http://www.yadvashem.org/yv/en/education/languages/dutch/pdf/kellermann.pdf

Laub D., Auerhann N. Reverberations of Genocide: Its Expression in the Conscious and Unconsciousness of Post-Holocaust Generations. In: S. Luel, P. Marcus (Eds.), Psychoanalytical Reflections on the Holocaust: Selected Essays. New York, NY: KTAV, 1984. pp. 151–167.

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

McWilliams N. Psikhoanaliticheskaya diagnostika: Ponimanie struktury lichnosti v klinicheskom protsesse. Moscow: Klass, 1998. (in Russian)

Miller A. Drama odarennogo rebenka i poisk sobstvennogo Ya. Moscow: Korvet, 2012. (in Russian)

Nora P. Neprikosnovennyi Zapas, 2005, No. 2–3. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (in Russian)

Prince R.M. The Legacy of the Holocaust: Psychological Themes in the Second Generation. Ann Arbor, MI: UMI Research Press, 1975.

Repina L.P. (Ed.). Istoriya i pamyat'. Moscow: Krug', 2006. (in Russian)

Sokolova E.T. Voprosy Psikhologii, 2009, No. 1, 67−80. (in Russian)

Sokolova E.T. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(40), 5. http://psystudy.ru (in Russian)

Tarabrina N.V., Main N.V. Konsul'tativnaya Psikhologiya i Psikhoterapiya, 2013, No. 3, 96–119. (in Russian)

Toffler A. Shok budushchego. Moscow: AST, 2002. (in Russian)

Ushakin S., Trubina E. Travma: punkty. Moscow: NLO, 2009. (in Russian)

Vollhardt J.R. Collective Victimization. In: L.R. Tropp (Ed.), The Oxford Handbook of Intergroup Conflict. Oxford: Oxford University Press, 2012. pp. 136–157.

Wardi D. Memorial Candles: Children of Holocaust. Routledge, 1992.

Winnicott D.W. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2006, No. 1, 5–19. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 73

Опубликован

21.02.2016

Как цитировать

Бурлакова, Н. (2016). Психодинамика передачи травматического опыта от поколения к поколению в контексте культурно-исторической клинической психологии. Психологические исследования, 9(45). https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.490

Выпуск

Раздел

Статьи