Опыт культурно-исторического анализа эмоционально-личностного развития детей в разной социальной и исторической ситуации
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i58.308Ключевые слова:
культурно-историческая психология, культурно-исторический анализ, психическое развитие детей в разные исторические периоды, психология развития, клиническая психология развития, качественное исследованиеАннотация
Представлен опыт описания и сравнительного культурно-исторического анализа развития детей в различных исторических условиях: периода кризиса 1992–2000 гг. и периода стабилизации 2012–2015 гг. Исследование предполагало качественный анализ объективных исторических и социально-демографических данных, материальных условий проживания семей, рода занятости родителей, доступных ресурсов и т.п.; изучение структуры семей. Наряду с перечисленными данными в анализе использовались результаты интервью с родителями, а также длительных наблюдений за детьми в условиях детских учреждений. На материале сравнительного анализа двух групп семей с детьми старшего дошкольного возраста из г. Москвы 1992–1993 гг. (24 семьи) и 2006–2008 гг. (31 семья) осмысляются: 1) особенности и различия культурно-исторических условий, а также качественное своеобразие социальных групп, к которым принадлежали семьи; 2) родительские представления об образе (проекте) ребенка; 3) психологические особенности детей двух групп и культурно обусловленные рисковые варианты в развитии их личности. Показано, что культурно-исторические условия не просто влияют на особенности развития ребенка, но становятся организующим моментом психического развития и органично включаются в его структуру. Данный тип исследования вводит проблематику психологии развития и детской клинической психологии в более широкий круг исследований развития общества и культуры; проблемы возрастной психологии и детской клинической психологии предстают в контексте круга проблем исторического развития человека, связи и разрывов поколений, ускоряющегося исторического времени, социальной неоднородности и расширяющихся культурных пространств, внутри которых организуется развитие.
Скачивания
Библиографические ссылки
Billig M. Arguing and Thinking: A Rhetorical Approach to Social Psychology. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996.
Bratus' B.S. Anomalii lichnosti [Anomalies of personality]. Moscow: Mysl', 1988. (in Russian)
Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Voprosy psikhologii, 2012, Vol. 6, 35–44. (in Russian)
Burlakova N. S., Bykova P.S. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2015, 18 (2), 123–133. doi: 10.11621/npj.2015.0213 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2015.0213
Burlakova N.S. In: Psikhicheskoe zdorov'e cheloveka XXI veka [Mental health of man of the XXI century]. Moscow: Gorodets, 2016. pp. 25–27. (in Russian)
Вurlakova N.S., Davidovich P.S. Parental expectations in families from different social and cultural groups and their influence on emotional and personal development of a child. European Psychiatry, 2017, Vol. 41, 512.
Burlakova N.S., Davidovich P.S. European Psychiatry, 2017, Vol. 41, 512. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2017.01.663
Elkonin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, 1989. (in Russian)
Elkonin B.D. Voprosy psikhologii, 1992, Vol. 4, 7–13 (in Russian)
Gergen K. J. Social Psychology as History. Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 26(2), 309–320. DOI: https://doi.org/10.1037/h0034436
Gergen K. Social Constructionism in Contex. London: Sage Publications, 2001.
Isaeva M.A. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2011, Vol. 3, 290–295. (in Russian)
Karabanova O. A. Obrazovatel'naya politika, 2010, 5(6), 52–61. (in Russian)
Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [Child and Society]. Moscow: Akademiya, 2003. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian).
Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in space of psychological hronotope]. Moscow: Smysl, 2016. (in Russian)
Moscovici S. The phenomenon of social representations. Social representations. Cambridge,UK: Cambridge University Press, 1984.
Postnikova M. I. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gertsena, 2008, 12(81), 265–276 (in Russian)
Sivrikova N. V. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2015, 11 (2), 100-107. doi:10.17759/chp.2015110210 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110210
Slobodchikov V.I. Voprosy psikhologii, 1991, Vol. 2, 37–49. (in Russian)
Smirnova E.O. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2015, 23 (4), 25–35. doi:10.17759/cpp.2015230403 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230403
Tikhonova N.E. Sotsial'naya stratifikatsiya v sovremennoi Rossii: opyt empiricheskogo analiza [Social stratification in modern Russia: the experience of empirical analysis.]. Moscow: Institut sotsiologii RAN, 2007. (in Russian)
Tolstykh N.N. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2015, 23(4), 7–24. doi:10.17759/cpp.2015230402 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402
Feldshtein D.I. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal, 2010, 2(4), 6–11. (in Russian)
Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii. Problemy razvitiya psikhiki [Collected Works. Problems of development of the mind]. Moscow: Pedagogika, 1983. (in Russian)