Психодинамика передачи травматического опыта от поколения к поколению в контексте культурно-исторической клинической психологии

Авторы

  • Наталья Бурлакова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.490

Ключевые слова:

межпоколенческая передача, психоисторическая травма, психодинамика, травматический опыт, Холокост, идентичность, культурно-исторический анализ, культурно-историческая клиническая психология

Аннотация

Статья посвящена анализу психодинамики межпоколенческой передачи травматического опыта на примере наиболее исследованного в зарубежной психологии прецедента психоисторической травмы – межпоколенческой трансляции опыта Холокоста второму и последующим поколениям. В контексте обсуждения кризиса и трансформации механизмов передачи опыта в современных социокультурных условиях заостряется необходимость обращения к вопросу о наследовании глубоко травматичного опыта из поколения в поколение. На примере передачи опыта Холокоста показывается, как разные типы передачи травматического опыта влияют на формирование идентичности, каковы способы и механизмы его трансляции в воспитание детей и отношения с ними. Исследование этой темы позволяет сделать ряд важных выводов, осознать фундаментальность культурного явления межпоколенческой трансмиссии, не связанного исключительно с темой еврейской национальной идентичности, обозначить новые ракурсы для развития культурно-исторической клинической психологии. Анализ психодинамики, разворачивающейся на личном, индивидуально-межличностном и социально-общественном уровне, передачи травматического опыта от переживших к последующим поколениям рассматривается как важный методологический и смысловой момент в осуществлении исследований в области культурно-исторической клинической психологии.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Наталья Бурлакова
    Бурлакова Наталья Семеновна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: naburlakova@yandex.ru

Библиографические ссылки

Adelman А. Traumatic Memory and the Intergenerational Transmission of Holocoust Narratives. The Рsychoanalytic Study of the Child, 1995, Vol. 50, 343–367. DOI: https://doi.org/10.1080/00797308.1995.11822409

Alexander J. Smysly sotsial'noi zhizni: kul'tursotsiologiya. Moscow: Praksis, 2013. (in Russian)

Andreeva G.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, 6(20), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Barocas C., Barocas H. Manifestations of Concentration Camp Effects on the Second Generation. The American Journal of Psychiatry, 1973, 130(7), 820–821. DOI: https://doi.org/10.1176/ajp.130.7.820

Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)

Beiker K., Gippenreiter Yu.B. In: Teoriya semeinykh sistem Myurreya Bouena. Moscow: Kogito-Tsentr, 2005. pp. 419–452. (in Russian)

Beiker K., Varga A. (Eds.). Teoriya semeinykh sistem Myurreya Bouena. Osnovnye ponyatiya, metody i klinicheskaya praktika. Moscow: Kogito-Tsentr, 2005. (in Russian)

Belinskaya E.P. Psikhologiya i Psikhotekhnika, 2013, No. 4, 320–327. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.04.2 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.7256/2070-8955.2013.04.2

Bendor S.J. Strong at the Broken Places: Diverse Voices of Second Generation. Journal of Jewish Communal Service, 2008, 83(2/3), 243–249.

Burlakova N.S., Oleshkevich E.V. Psikhologiya i Psikhotekhnika, 2014, No. 9, 922–931. DOI10.7256/2070-8955.2014.9.12781 (in Russian)

Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Metodologiya i Istoriya Psikhologii, 2010, 5(1), 156–183. http://istina.msu.ru/media/publications/article/842/f54/458858/Statya_Burlakova_Oleshkevich.pdf (in Russian)

Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Psikhologicheskaya kontseptsiya identichnosti E.Eriksona v zerkale lichnoi istorii avtora (opyt issledovaniya prirody kliniko-psikhologicheskogo znaniya). Moscow: IPTs 'Maska', 2011. (in Russian)

Danieli Y. (Ed.). International handbook of multigenerational legacies of trauma. New York, NY: Plenum Press, 1998. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4757-5567-1

Epstein H. Children of the Holocaust: Conversations with sons and daughters of survivors. New York, NY: Penguin, 1979.

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. Moscow: Progress, 1996. (in Russian)

Fonagy P. The transgenerational transmission of Holocaust trauma: Lessons learned from the analysis of an adolescent with obsessive-compulsive disorder. Attachment and Human Development, 1999, 1(1), 92–114. DOI: https://doi.org/10.1080/14616739900134041

Freud A., Burlingham D. War and Children. New York, NY: Medical War Books, 1943. DOI: https://doi.org/10.2307/346820

Freud A., Dann S. An experiment in group upbringing. The Рsychoanalytic Study of the Child, 1951, Vol. 6, 127–168. DOI: https://doi.org/10.1080/00797308.1952.11822909

Freund A. A Canadian family talks about oma’s life in Nazi Germany: Three-generational interviews and communicative memory. Oral History Forum, 2009, Vol. 29, 1–26.

Frie R. Memory and Responsibility. Navigating Identity and Shame in the German-Jewish Experience. Psychoanalytic Psychology, 2012, 29(2), 206–225. DOI: https://doi.org/10.1037/a0027422

Giddens E. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late Mordern Age. Cambridge: Polity Press, 1991.

Gruenberg K., Rosental N. Contaminated generativity: Holocaust survivors and their children in Germany. American Journal of Psychoanalysis, 2007, 67(1), 89–96. DOI: https://doi.org/10.1057/palgrave.ajp.3350005

Halbwachs M. Neprikosnovennyi Zapas, 2005, No. 2–3. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html (in Russian)

Hoffman E. After such knowledge: Memory, history, and the legacy of the Holocaust. New York, NY: Public Affairs, 2004.

Hutton P. Istoriya kak iskusstvo pamyati. St. Petersburg: Vladimir Dal', 2004. (in Russian)

Kellermann N. Transmission of Holocaust Trauma. National Israeli Center for Psychosocial Support of Survivors of the Holocaust and the Second Generation, 2000. http://www.yadvashem.org/yv/en/education/languages/dutch/pdf/kellermann.pdf

Laub D., Auerhann N. Reverberations of Genocide: Its Expression in the Conscious and Unconsciousness of Post-Holocaust Generations. In: S. Luel, P. Marcus (Eds.), Psychoanalytical Reflections on the Holocaust: Selected Essays. New York, NY: KTAV, 1984. pp. 151–167.

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

McWilliams N. Psikhoanaliticheskaya diagnostika: Ponimanie struktury lichnosti v klinicheskom protsesse. Moscow: Klass, 1998. (in Russian)

Miller A. Drama odarennogo rebenka i poisk sobstvennogo Ya. Moscow: Korvet, 2012. (in Russian)

Nora P. Neprikosnovennyi Zapas, 2005, No. 2–3. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (in Russian)

Prince R.M. The Legacy of the Holocaust: Psychological Themes in the Second Generation. Ann Arbor, MI: UMI Research Press, 1975.

Repina L.P. (Ed.). Istoriya i pamyat'. Moscow: Krug', 2006. (in Russian)

Sokolova E.T. Voprosy Psikhologii, 2009, No. 1, 67−80. (in Russian)

Sokolova E.T. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(40), 5. http://psystudy.ru (in Russian)

Tarabrina N.V., Main N.V. Konsul'tativnaya Psikhologiya i Psikhoterapiya, 2013, No. 3, 96–119. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.2478/bjes-2013-0015

Toffler A. Shok budushchego. Moscow: AST, 2002. (in Russian)

Ushakin S., Trubina E. Travma: punkty. Moscow: NLO, 2009. (in Russian)

Vollhardt J.R. Collective Victimization. In: L.R. Tropp (Ed.), The Oxford Handbook of Intergroup Conflict. Oxford: Oxford University Press, 2012. pp. 136–157. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199747672.013.0009

Wardi D. Memorial Candles: Children of Holocaust. Routledge, 1992.

Winnicott D.W. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2006, No. 1, 5–19. (in Russian)

Опубликован

21.02.2016

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Бурлакова, Н. (2016). Психодинамика передачи травматического опыта от поколения к поколению в контексте культурно-исторической клинической психологии. Психологические исследования, 9(45). https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.490