Модель психического и социальное познание
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v8i42.535Ключевые слова:
модель психического, социальное познание, социальные атрибуции, психология понимания, частная когнитивная парадигмаАннотация
В работе проведено сопоставление парадигм модели психического и социального познания. Аргументируется положение о возможности рассмотрения модели психического как ментального механизма социального познания. Сравнение двух подходов показывает сходство и различие в интерпретации социальных взаимодействий и организации исследований. Приводится пример последнего исследования коммуникативной эффективности у детей дошкольного возраста, который демонстрирует тесную сопряженность этого процесса с развитием модели психического у обоих коммуникантов. Рассматривая модель психического как ментальный механизм понимания, было показано, что субъектность коммуникации характерна уже для детей четырехлетнего возраста. Шестилетние дети демонстрируют большие способности учета своей субъектности и субъектности реципиента, что связано с развитием более высокого уровня понимания психического. Делается вывод о новых возможностях интерпретации социального познания в рамках парадигмы модели психического.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya. Moscow: Aspekt-Press, 1997. (in Russian)
Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Lombordo M.V. (Eds.). Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013.
Gerasimova A.S., Sergienko E.A. Psikhologicheskii Zhurnal, 2005, 26(1), 56–70. (in Russian)
Guseltseva M.S. Voprosy Psikhologii, 2006, No. 1, 3–15. (in Russian)
Guseltseva M.S. In: A.L. Zhuravlev, T.V. Kornilova, A.V. Yurevich (Eds.), Paradigmy v psikhologii: naukovedcheskii analiz. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2012. pp. 34–56. (in Russian)
Henry J.D., Phillips L.H., Ruffman T., Bailey P.E. A meta-analytic review of age differences in theory of mind. Psychology and Aging, 2013, 28(3), 826–839.
Leslie A.M. Pretense and representation: the origins of 'Theory of Mind'. Psychological Review, 1987, 94(4), 412–426.
Rachugina A.Yu. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko (Eds.), Psikhologicheskie issledovaniya. Trudy molodykh uchenykh. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2010. Vol. 5, pp. 182–193. (in Russian)
Sergienko E.A. Psikhologicheskii Zhurnal, 2011, 32(1), 120–132. (in Russian)
Sergienko E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 6. http://psystudy.ru (in Russian)
Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)
Sergienko E.A., Talanova N.N., Lebedeva E.I. Televizionnaya reklama i deti. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2013. (in Russian)
Ulanova A.Yu., Sergienko E.A. Eksperimental'naya Psikhologiya, 2015, 8(1), 60–72. (in Russian)
Znakov V.V. In: A.V. Brushlinskii, M.I. Volovikova (Eds.), Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta. Moscow: PER SE, 2002. pp. 144–160. (in Russian)