Модель психического и социальное познание

Авторы

  • Елена Сергиенко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i42.535

Ключевые слова:

модель психического, социальное познание, социальные атрибуции, психология понимания, частная когнитивная парадигма

Аннотация

В работе проведено сопоставление парадигм модели психического и социального познания. Аргументируется положение о возможности рассмотрения модели психического как ментального механизма социального познания. Сравнение двух подходов показывает сходство и различие в интерпретации социальных взаимодействий и организации исследований. Приводится пример последнего исследования коммуникативной эффективности у детей дошкольного возраста, который демонстрирует тесную сопряженность этого процесса с развитием модели психического у обоих коммуникантов. Рассматривая модель психического как ментальный механизм понимания, было показано, что субъектность коммуникации характерна уже для детей четырехлетнего возраста. Шестилетние дети демонстрируют большие способности учета своей субъектности и субъектности реципиента, что связано с развитием более высокого уровня понимания психического. Делается вывод о новых возможностях интерпретации социального познания в рамках парадигмы модели психического.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Сергиенко

Сергиенко Елена Алексеевна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии развития, Институт психологии Российской академии наук, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия. E-mail: elenas13@mail.ru

Библиографические ссылки

Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya. Moscow: Aspekt-Press, 1997. (in Russian)

Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Lombordo M.V. (Eds.). Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013.

Gerasimova A.S., Sergienko E.A. Psikhologicheskii Zhurnal, 2005, 26(1), 56–70. (in Russian)

Guseltseva M.S. Voprosy Psikhologii, 2006, No. 1, 3–15. (in Russian)

Guseltseva M.S. In: A.L. Zhuravlev, T.V. Kornilova, A.V. Yurevich (Eds.), Paradigmy v psikhologii: naukovedcheskii analiz. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2012. pp. 34–56. (in Russian)

Henry J.D., Phillips L.H., Ruffman T., Bailey P.E. A meta-analytic review of age differences in theory of mind. Psychology and Aging, 2013, 28(3), 826–839.

Leslie A.M. Pretense and representation: the origins of 'Theory of Mind'. Psychological Review, 1987, 94(4), 412–426.

Rachugina A.Yu. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko (Eds.), Psikhologicheskie issledovaniya. Trudy molodykh uchenykh. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2010. Vol. 5, pp. 182–193. (in Russian)

Sergienko E.A. Psikhologicheskii Zhurnal, 2011, 32(1), 120–132. (in Russian)

Sergienko E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)

Sergienko E.A., Talanova N.N., Lebedeva E.I. Televizionnaya reklama i deti. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2013. (in Russian)

Ulanova A.Yu., Sergienko E.A. Eksperimental'naya Psikhologiya, 2015, 8(1), 60–72. (in Russian)

Znakov V.V. In: A.V. Brushlinskii, M.I. Volovikova (Eds.), Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta. Moscow: PER SE, 2002. pp. 144–160. (in Russian)

Опубликован

14.08.2015

Как цитировать

Сергиенко, Е. (2015). Модель психического и социальное познание. Психологические исследования, 8(42). https://doi.org/10.54359/ps.v8i42.535

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>