Динамика ценностей и представления о себе младших школьников в период социальных изменений

Авторы

  • Маргарита Кончаловская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v2i5.980

Ключевые слова:

ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, представление о себе, идентификация, идентичность личности, отношение к себе, дифференцированность

Аннотация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования динамики представления о себе и ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в период социальных изменений. Проведен сравнительный анализ данных, полученных в 2005 и 2009 годах. Полученные данные показали, что в 2009 году повышается степень дифференцированности представлений о себе, достаточно высокая и в 2005 году. Высказывается предположение, что неопределенность и изменчивость социального окружения стимулируют осознание и дифференцированность представлений о себе. Крайне показательным представляется тот факт, что в текущем году гораздо меньше детей обладают положительным отношением к себе по сравнению с детьми, учившимися в 2005 году. В целом содержание терминальных и инструментальных ценностей младших школьников существенно не изменилось, однако со временем уменьшился диапазон ценностных ориентаций, при этом уменьшилась ценность общения и свободы, в то время как увеличилось значение материальных ценностей.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Маргарита Кончаловская
    Кончаловская Маргарита Михайловна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: marg_91@mail.ru

Библиографические ссылки

Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Psychology of social knowledge]. M., 2000. [in Russian]

Andreeva G.M. Sotsial'nayapsikhologiya [Social psychology]. M., 1998. [in Russian]

Belinskaya E.P. Chelovek v izmenyayushchemsya mire: sotsial'no-psikhologicheskaya perspektiva [Person in varied world: social-psychological perspective]. M., 2005. [in Russian]

Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti [The Social-Personality Psychology]. M., 2001. [in Russian]

Craig G., Baucum D. Psikhologiya razvitiya [Psychology of development]. SPb., 2005. [in Russian]

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. M., 1996. [in Russian]

Identichnost' [Identity]: khrestomatiya / sost. L.B.Shneider. M., 2003. [in Russian]

Ivanova N.L. Identichnost' i tolerantnost': sootnoshenie etnicheskikh i professional'nykh stereotipov [Identity and tolerance: correlation of ethnical and professional stereotypes] // Voprosy psikhologii. 2004. N 6. [in Russian]

Psikhologiya samosoznaniya [Psichology of consciousness]: khrestomatiya / pod. red. D.Ya.Raigorodskogo. Samara, 2000. [in Russian]

Опубликован

20.06.2009

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Динамика ценностей и представления о себе младших школьников в период социальных изменений. (2009). Психологические исследования, 2(5). https://doi.org/10.54359/ps.v2i5.980

Похожие статьи

1-10 из 963

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.