Восприятие социально-значимой информации и его связь с формированием управляющих функций у детей 6–8 лет

Авторы

  • Алексей Корнеев Институт развития, здоровья, адаптации ребёнка, Москва, Россия; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
  • Марина Захарова Институт развития, здоровья, адаптации ребёнка, Москва, Россия; Многопрофильный психологический центр «Территория Счастья», Москва, Россия
  • Диана Хакимова Институт развития, здоровья, адаптации ребёнка, Москва, Россия; Многопрофильный психологический центр «Территория Счастья», Москва, Россия
  • Регина Мачинская Институт развития, здоровья, адаптации ребёнка, Москва, Россия; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/kba0ns15

Ключевые слова:

управляющие функции, нейропсихология, восприятие эмоций, восприятие социально-значимой информации, дошкольный возраст, младший школьный возраст

Аннотация

Проведено исследование взаимосвязи восприятия социально-значимой эмоционально-окрашенной информации и эффективности различных компонентов произвольной организации когнитивной деятельности (функций программирования, избирательной регуляции и контроля, различных аспектов внимания, когнитивного планирования) у детей предшкольного и младшего школьного возраста от 6 до 8 лет (N = 42). Показано, что дети 6–8 лет, особенно первоклассники, достаточно хорошо распознают эмоции других и соотносят их с различными социальными ситуациями, что может рассматриваться как предпосылка успешной адаптации детей этого возраста к школе. При этом лучше других по лицевой экспрессии распознаются яркие эмоции (радость, гнев), а в ситуациях социального взаимодействия – радость. Другой важной особенностью этого возраста является связь между пониманием эмоционального состояния других людей в ситуациях общения и сформированностью различных компонентов произвольной организации деятельности. В частности, выявлена устойчивая взаимосвязь с эффективностью усвоения инструкций, ориентировкой в задании, планированием и программированием действий, избирательным и распределенным вниманием. Эти данные представляют интерес с точки зрения разработки новых психологических и педагогических методов развития произвольной регуляции деятельности в ситуациях социального взаимодействия ребенка со взрослым и детей между собой в процессе обучения. Такие технологии, учитывающие возрастные особенности детей, могут способствовать их успешной адаптации к началу систематического обучения в школе.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Алексей Корнеев, Институт развития, здоровья, адаптации ребёнка, Москва, Россия; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

    Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития, Институт здоровья, развития и адаптации ребенка (ФГБНУ «ИРЗАР»), Городская ул., д. 8, 115191, Москва, Россия; старший научный сотрудник, лаборатории нейропсихологии Московский государственный университет  имени М.В. Ломоносова, Ленинские Горы, д.1, 119991, Москва, Российская Федерация.

  • Марина Захарова , Институт развития, здоровья, адаптации ребёнка, Москва, Россия; Многопрофильный психологический центр «Территория Счастья», Москва, Россия

    Старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития, Институт здоровья, развития и адаптации ребенка (ФГБНУ «ИРЗАР»), Городская ул., д. 8, 115191, Москва, Российская Федерация; детский нейропсихолог, руководитель многопрофильного психологического центра «Территория Счастья», г. Москва, Российская Федерация.

  • Диана Хакимова , Институт развития, здоровья, адаптации ребёнка, Москва, Россия; Многопрофильный психологический центр «Территория Счастья», Москва, Россия

    Младший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития, Институт здоровья, развития и адаптации ребенка (ФГБНУ «ИРЗАР»), Городская ул., д. 8, 115191, Москва, Российская Федерация; детский нейропсихолог, г. Москва, Российская Федерация.

  • Регина Мачинская , Институт развития, здоровья, адаптации ребёнка, Москва, Россия; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

    Доктор биологических наук, заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития, Институт здоровья, развития и адаптации ребенка (ФГБНУ «ИРЗАР»), Городская ул., д. 8, 115191, Москва, Российская Федерация. Профессор кафедры общей психологии факультета психологии ИОН РАНХиГС. Россия, Москва, 119571, Проспект Вернадского, д. 84.

Библиографические ссылки

Akhutina T.V. (Ed.). Metody neiropsikhologicheskogo obsledovaniya detei 6–9 let. Moscow: V. Sekachev, 2016. (in Russian)

Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Preodolenie trudnostei ucheniya: neiropsikhologicheskii podkhod. St. Petersburg.: Piter, 2008. (in Russian)

Alekseev A., Rupchev G. Ponyatie ob ispolnitel'nykh funktsiyakh v psikhologicheskikh issledo-vaniyakh: perspektivy i protivorechiya. Psikhologicheskie issledovaniya, 2010, 3(12), 1. (in Rus-sian)

Badarneh M., Arbel R., Ziv Y. Executive functions and social cognition from early childhood to pre-adolescence: A systematic review. Developmental Review, 2024, 74, 101–167. DOI:10.1016/j.dr.2024.101167

Barkley R.A. ADHD and the nature of self-control. New York: Guilford press, 1997.

Best J.R., Miller P.H., Naglieri J.A. Relations between executive function and academic achieve-ment from ages 5 to 17 in a large, representative national sample. Learning and individual differ-ences, 2011, 21(4), 327–336. DOI:10.1016/j.lindif.2011.01.007

Bezrukikh M.M., Machinskaya R.I., Farber D.A. Strukturno-funktsional'naya organizatsiya razvivayushchegosya mozga i formirovanie poznavatel'noi deyatel'nosti v ontogeneze rebenka. Fiziologiya cheloveka, 2009, 35(6), 10–24. (in Russian)

Castro V.L., Cheng Y., Halberstadt A.G., Grühn D. EUReKA! A conceptual model of emotion un-derstanding. Emotion Review, 2016, 8(3), 258–268. DOI:10.1177/175407391558060

Chung K.M., Kim S., Jung W.H., Kim Y. Development and validation of the Yonsei face database (YFace DB). Frontiers in Psychology, 2019, 10, 26–35. DOI:10.3389/fpsyg.2019.02626

Cortés Pascual A., Moyano Muñoz N., Quílez Robres A. The relationship between executive func-tions and academic performance in primary education: Review and meta-analysis. Frontiers in psychology, 2019, 10, 1–18. DOI:10.3389/fpsyg.2019.01582

Crick N.R., Dodge K.A. A review and reformulation of social information-processing mechanisms in children's social adjustment. Psychological bulletin, 1994, 115(1), 74–101. DOI:10.1037/0033-2909.115.1.74

Cushman F., Sheketoff R., Wharton S., Carey S. The development of intent-based moral judgment. Cognition, 2013, 127(1), 6–21. DOI:10.1016/j.cognition.2012.11.008

Diamond A. Executive functions. Annual review of psychology, 2013, 64(1), 135–168. DOI:10.1146/annurev-psych-113011-143750

Ebner N.C., Riediger M., Lindenberger U. FACES—A database of facial expressions in young, middle-aged, and older women and men: Development and validation. Behavior research methods, 2010, 42, 351–362. DOI:10.3758/BRM.42.1.351

Fontaine R.G., Yang C., Dodge K.A., Pettit G.S., Bates J.E. Development of Response Evaluation and Decision (RED) and antisocial behavior in childhood and adolescence. Developmental psy-chology, 2009, 45(2), 447–459. DOI:10.1037/a0014142

Goeleven E., De Raedt R., Leyman L., Verschuere B. The Karolinska directed emotional faces: a validation study. Cognition and emotion, 2008, 22(6), 1094–1118. DOI:10.1080/02699930701626582

Harrington E.M., Trevino S.D., Lopez S., Giuliani N.R. Emotion regulation in early childhood: Implications for socioemotional and academic components of school readiness. Emotion, 2020, 20(1), 48–53. DOI:10.1037/emo0000667

Korkman M., Kemp S.L., Kirk U. Effects of age on neurocognitive measures of children ages 5 to 12: A cross-sectional study on 800 children from the United States. Developmental neuropsychol-ogy, 2001, 20(1), 331–354. DOI:10.1207/S15326942DN2001_2

Korneev A.A., Bukinich A.M., Matveeva E.Yu., Akhutina T.V. Otsenka upravlyayushchikh funktsii i funktsii regulyatsii aktivnosti u detei 6–9 let: konfirmatornyi faktornyi analiz dannykh neiropsikhologicheskogo obsledovaniya. Vestnik Moskovskogo universiteta, Ser. 14, Psikhologi-ya, 2022, No. 1, 53–92. (in Russian) DOI:10.11621/vsp.2022.01.02

Kurganskii A.V., Zakharova M.N., Kayumov D.D., Antonova S.Yu. Effektivnost' obnaruzheniya tematicheskikh svyazei predmetov det'mi 3–6 let. Fiziologiya cheloveka, 2023, 49(4), 5–15. (in Russian) DOI:10.31857/S0131164623700261

Kurganskii A.V., Zakharova M.N., Kayumov D.D., Antonova S.Yu., Sof'ina E.P. Eksperi-mental'naya otsenka nekotorykh sposobnostei, lezhashchikh v osnove kognitivnogo planirovaniya u doshkol'nikov 3–6 let. Novye issledovaniya, 2022, No. 2(70), 7–19. (in Russian) DOI:10.46742/2072-8840-2022-70-2-7-18

Lezak M.D. The problem of assessing executive functions. International journal of Psychology, 1982, 17(1–4), 281–297. DOI:10.1080/00207598208247445

Luriya A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka. Moscow: Moskovskii universitet, 1969. (in Russian)

Machinskaya R.I. Upravlyayushchie sistemy mozga. Zhurnal vysshei nervnoi deyatel'nosti im. I.P. Pavlova, 2015, 65(1), 33–60. (in Russian) DOI:10.7868/S0044467715010086

Machinskaya R.I., Lukashevich I.P., Fishman M.N. Dinamika elektricheskoi aktivnosti mozga u detei 5–8-letnego vozrasta v norme i pri trudnostyakh obucheniya. Fiziologiya cheloveka, 1997, 23(5), 5 –11. (in Russian)

Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T.D. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis. Cognitive psychology, 2000, 41(1), 49–100. DOI:10.1006/cogp.1999.0734

Perner J., Lang B. Development of theory of mind and executive control. Trends in cognitive sci-ences, 1999, 3(9), 337–344. DOI:10.1016/S1364-6613(99)01362-5

Schmeichel B.J., Volokhov R.N., Demaree H.A. Working memory capacity and the self-regulation of emotional expression and experience. Journal of personality and social psychology, 2008, 95(6), 1526. DOI:10.1037/a0013345

Semenova O.A., Koshel'kov D.A., Machinskaya R.I. Vozrastnye izmeneniya proizvol'noĭ reg-ulyatsii deyatel'nosti v starshem doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2007, 3(4), 39–49. (in Russian)

Shul'ga T.I. Emotsional'no-volevoi komponent psikhologicheskoi gotovnosti k obucheniyu shkol'nikov. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheniya. Ser.: Psikhologicheskie nauki, 2012, No. 1, 60–66. (in Russian)

Talalay I. The assessment of different types of attention in children using a computerized test bat-tery. Lurian Journal, 2022, 3(1), 29 – 35. DOI:10.15826/Lurian.2022.3.1.2

Vilenskaya G.A. Ispolnitel'nye funktsii: priroda i razvitie. Psikhologicheskii zhurnal, 2016, 37(4), 21–31. (in Russian)

Visu-Petra L. Cheie L., Benga O., Miclea M. Cognitive control goes to school: The impact of ex-ecutive functions on academic performance. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2011, 11, 240–244. DOI:10.1016/j.sbspro.2011.01.069

Wellman H.M., Cross D., Watson J. Meta‐analysis of theory‐of‐mind development: The truth about false belief. Child development, 2001, 72(3), 655–684. DOI:10.1111/1467-8624.00304

Willoughby M.T., Blair C.B., Wirth R.J., Greenberg M. The measurement of executive function at age 5: psychometric properties and relationship to academic achievement. Psychological assess-ment, 2012, 24(1), 226–239. DOI:10.1037/a0025361

Zakharova M.N., Machinskaya R.I. Vozrastnye izmeneniya upravlyayushchikh funktsii u detei 6–7 let. Psikhologicheskie issledovaniya, 15(81), 2022. (in Russian) DOI 10.54359/ps.v15i81.1079

Zakharova M.N., Machinskaya R.I., Agris A.R. Upravlyayushchie funktsii mozga i gotovnost' k sistematicheskomu obucheniyu u starshikh doshkol'nikov. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2022, 18(3), 81–91. (in Russian) DOI:10.17759/chp.2022180311/

Zelazo P.D. Executive function: Reflection, iterative reprocessing, complexity, and the developing brain. Developmental Review, 2015, 38, 55–68. DOI:10.1016/j.dr.2015.07.001

Zelazo P.D., Müller U., Frye D., Marcovitch S. The development of executive function in early childhood. Monographs of the society for research in child development, 2003, 2003 68(3), i–151.

Zhizhina O., Korneev A., Matveeva E. Vozrastnye osobennosti vypolneniya komp'yuternykh metodik neiropsikhologicheskogo obsledovaniya det'mi 6–9 let. Psikhologicheskie issledovaniya, 2021, 14(77), 2. (in Russian)

Опубликован

26.06.2025

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Как цитировать

Корнеев, А., Захарова , М., Хакимова , Д., & Мачинская , Р. (2025). Восприятие социально-значимой информации и его связь с формированием управляющих функций у детей 6–8 лет. Психологические исследования, 18(99), 1. https://doi.org/10.54359/kba0ns15