Эстетическая парадигма и трансформации повседневности: методологические аспекты
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.271Аннотация
Обсуждаются методологические возможности эстетической парадигмы при изучении трансформаций субъективности и идентичности в современной культуре. Эстетическая парадигма используется в психологических исследованиях в широком и в узком смысле: в первом случае психология расширяет свои эпистемологические горизонты на общенаучном уровне методологии науки посредством привлечения инструментария истории искусства и искусствознания; во втором – фокус внимания на конкретно-научном уровне методологии науки направлен на роль искусства в социализации и становлении идентичности человека. Эстетическая парадигма рассматривается как структурирование мыслительного пространства, с одной стороны, соединяющее методологию трансдисциплинарного анализа с феноменологией актуальных для психологии проблем (таких как повседневность, современность, трансформации ценностей, конструирование идентичности в изменяющихся и множественных социокультурных контекстах и т.п.), а с другой – помещающее эту проблематику в особые исследовательские ракурсы искусства и искусствознания. В контексте психологических исследований вводится и обосновывается возникший на стыке истории повседневности и визуальной антропологи конструкт «режимы видимости». Показано, что искусство создает в культуре не только новые ценности и жизненные стили, но и новые оптики (способы видения) и визуальные практики. Взятая в своем историко-генетическом ракурсе эстетическая парадигма позволяет выделить разные типы эстетики, как сменяющие друг друга в истории, так и сосуществующие в современности. Рассматриваемая с функциональных позиций эстетическая парадигма решает задачи построения идентичности в ситуации разрыва традиций и распада повседневного жизненного мира. Эстетика создает пространство возвышенной жизни, где человек обнаруживает ресурсы для построения новой идентичности. Эстетическая парадигма транслирует ценности культуры, интегрирует чувственный опыт и преодолевает линейное мышление. Она характеризуется латентным конструктивизмом, осмысленным в эстетике постмодерна, выражающимся в выстраивании жизни как произведения и особой контекстуальной сензитивности, порождающей новые социокультурные движения.