Прошлое, настоящее и будущее детей с ограниченными возможностями здоровья в представлении их родителей

Авторы

  • Галина Мишина
  • Анна Тарасова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.273

Ключевые слова:

временная перспектива, представления родителей, инклюзивное обучение, дети с ОВЗ, инфантилизация образа ребенка

Аннотация

Статья посвящена эмпирическому изучению временной перспективы образа ребенка в представлениях родителей. Авторы знакомят с результатами сравнительного анализа данных трех групп родителей – воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, обучающихся в общеобразовательной школе по адаптивным образовательным программам (АОП) (в условиях инклюзивного обучения), и воспитывающих нормально развивающихся младших школьников в условиях общеобразовательной школы. С помощью анкетирования, опросника и методики незаконченных предложений, спроектированной с учетом временной перспективы и разделения на положительные и отрицательные индукторы, были получены данные, позволившие сравнить представления родителей о прошлом, настоящем и будущем младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), воспитывающихся в разных образовательных условиях – специальной (коррекционной) общеобразовательной школе и в условиях инклюзивного образования. Был сделан вывод о сужении временной перспективы (от отдаленного будущего до открытого настоящего) при возрастании выраженности нарушения. Наиболее желаемым качеством личности ребенка (как в настоящем, так и будущем) для родителей является его самостоятельность, однако сами взрослые не готовы предоставлять возможности для ее формирования, жестко контролируя поведение ребенка и симбиотически проживая его жизнь. С учетом развития инклюзивного обучения в нашей стране представленный материал позволяет спроектировать содержание психологической помощи, направленной на индивидуально-личностное развитие ребенка с ОВЗ, гармонизацию родительско-детских отношений, а также на выстраивание конструктивных отношений между учителями и родителями.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Галина Мишина
    Мишина Галина Александровна. Доктор психологических наук, профессор, кафедра специальной психологии, факультет психологии образования, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: mishinagalina2017@mail.ru
  • Анна Тарасова
    Тарасова Анна Дмитриевна. Студентка, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: annatarasova1209@mail.ru

Библиографические ссылки

Levin K. Opredelenie ponyatiya «pole v dannyi moment» [Definition of the term «field at the moment»]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2000. (in Russian)

Makhieva L.Kh. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2012, 6(14), 55–67. (in Russian)

Nuttin J. In: P. Fress, J. Piazhe (Eds), Eksperimental'naya psikhologiya [Experimental Psychology]. Moscow: Progress, 1975. (in Russian).

Ratanova T.A., Shlyakhta N.F. Psikhodiagnosticheskie metody izucheniya lichnosti [Psychodiagnostic methods of studying the personality]. Moscow: Flinta, 2005. (in Russian).

Tolstykh N.N. Teoriya vremennoi perspektivy. Metod motivatsionnoi induktsii. Rukovodstvo po analizu vremennoi perspektivy. Rukovodstvo po analizu soderzhaniya motivatsii [Theory of time perspective. Method of motivational induction. Guide to the analysis of the time perspective. Guide to the analysis of the content of motivation]. Moscow: Smysl, 2004. (in Russian)

Опубликован

18.08.2018

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Прошлое, настоящее и будущее детей с ограниченными возможностями здоровья в представлении их родителей. (2018). Психологические исследования, 11(60). https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.273