Социализация в мультикультурном пространстве

Авторы

  • Татьяна Марцинковская
  • Екатерина Киселева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.376

Аннотация

Раскрываются понятия потребности в языке и лингвистической идентичности, показывается связь между лингвистической, этнической и социокультурной идентичностью. Дается анализ роли потребности в языке и лингвистической идентичности в процессе социализации малых и больших народов в мультикультурном пространстве. Раскрываются связь языка и культуры, а также возможные варианты интерпретации лингвистической идентичности и потребности в родном и иностранном языках. Приводятся результаты эмпирического исследования отношения к языку и культуре молодежи, проживающей в Москве и республике Коми, а также этнической группы «русских немцев». Доказывается, что специфичная социальная ситуация привела к изменению статуса языка и отношения к нему. При этом язык, даже не являющийся приоритетным, эмоционально остается феноменом этнической принадлежности. Показывается, что отношение к стране у большинства респондентов является нейтральным, в то время как отношение к языку, культуре и, особенно, к родной природе всегда эмоционально насыщено. Большинство респондентов и общаются, и думают на русском языке, тем не менее родным считают немецкий или коми язык. Этническая идентификация осуществляется на основе родного, а не наиболее часто используемого языка. В многонациональных городах различия между этнической и социокультурной идентичностью невелики, при этом культура как позитивная составляющая социокультурной идентичности доминирует в большом городе, а ее влияние на этническую идентичность в данном случае носит амбивалентный характер. Низкий статус родного языка может привести к стигматизированной лингвистической идентичности и повысить тревожность и неуверенность в своем будущем. При однозначно позитивном отношении к природе отношение к родной и чужой культуре может быть амбивалентным. При этом у всех респондентов доминирует однозначно позитивное, идеализированное отношение к своему народу, что приводит к этноцентризму и негативному отношению к чужим народам.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Татьяна Марцинковская
    Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, ул. Черняховского, 9–1, 125319 Москва, Россия; зам. директора, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru
  • Екатерина Киселева
    Киселева Екатерина Александровна. Кандидат педагогических наук, доцент, факультет повышения квалификации, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия. E-mail: vita_ek@mail.ru

Опубликован

30.06.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Марцинковская, Т., & Киселева, Е. (2017). Социализация в мультикультурном пространстве. Психологические исследования, 10(53). https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.376

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2 3 4 > >>