Культура как образующая идентичности

Авторы

  • Оксана Гавриченко
  • Татьяна Марцинковская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.362

Ключевые слова:

культура, социокультурная идентичность, личностная идентичность, социализация, эстетическая парадигма

Аннотация

Раскрывается влияние социальной ситуации на процесс творчества и идентичность художников. Показывается роль культуры в стабильной ситуации и транзитивном мире, заключающаяся в рефлексии ценностей и эмоционального состояния общества, кристаллизации происходящих изменений в произведениях искусства, восстановлении целостности идентичности людей. Доказывается, что в ситуации транзитивности важнейшей ролью искусства становится прогностическая, открывающая направления дальнейшего движения общества. Демонстрируются изменения в содержании произведений искусства и стиле творчества композиторов, художников, режиссеров в разные периоды социокультурной ситуации общества. Раскрываются изменения в произведениях искусства, понимании цели творчества в период кардинальных трансформаций, произошедших на рубеже XIX–XX веков. Художники в разных областях искусства пришли к идее о том, что в новом времени-пространстве людям будет сложно идентифицироваться не только с устоявшимися причинно-следственными отношениями, но и с устоявшимися общими для всех нормами, стереотипами, даже ценностями. Поэтому произошел кардинальный переход от слова, сюжета, представления – к образу-переживанию. Показывается, что изменения направленности творческих исканий музыкантов, художников, артистов преломляются не только в их произведениях, но и в содержании и структуре их идентичности, содержательном наполнении их ролевого функционала. Это положение раскрывается на примере эмпирического исследования, в котором представлен сравнительный анализ личностных особенностей современных студентов музыкальных и театральных высших учебных учреждений. Раскрываются общие черты и различия музыкантов и театральных деятелей, специфика исполнителей (актеров, музыкантов) и организаторов (режиссеров и дирижеров). Общим для всех студентов является высокая демонстративность, ориентация на будущее и целеустремленность. При этом у актеров и режиссеров выше уровень регуляции своего эмоционального состояния и имитация поведения. Важным отличием является более четкая профессиональная составляющая идентичности, проявляющаяся в целом у всех музыкантов, и особенно у режиссеров и дирижеров.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Оксана Гавриченко
    Гавриченко Оксана Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии личности, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: Oksana-danshina@rambler.ru
  • Татьяна Марцинковская
    Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, 125319 Москва, Россия; зам. директора, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru

Библиографические ссылки

Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Psychology of the personality: cultural and historical understanding of development of the person]. Moscow: Smysl, 2007. (in Russian)

Balashova E.Yu. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(48), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Eisenstein S.M. Psikhologicheskie voprosy iskusstva [Psychological questions of art]. Moscow: Smysl, 2002. (in Russian)

Falikman M.V. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(48), 3. http://psystudy.ru (in Russian)

Gabrichevskii A.G. Morfologiya iskusstva [Art morphology]. Moscow: Agraf, 2002. (in Russian)

Gavrichenko O.V. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, No. 4(6). http://psystudy.ru (in Russian)

Leontiev D.A. Vvedenie v psikhologiyu iskusstva [Introduction to art psychology]. Moscow: Smysl, 1998. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(37), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Identichnost' i sotsializatsiya v sovremennom mire: sbornik metodik [Identity and socialization in the modern world: collection of techniques]. Moscow: MPGU, 2015a. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme [Socialization problem in a historical and genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015b. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015c, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Shpet G.G. Filosofiya i psikhologiya kul'tury [Philosophy and psychology of culture]. Moscow: Nauka, 2007. (in Russian)

Stanislavski K.S. Moya zhizn' v iskusstve [My life in art]. Moscow: Iskusstvo, 1954. Vol. 1. (in Russian)

Teplov B.M. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Chosen psychological works]. Moscow: MODEK, 1998. (in Russian)

Yakobson P.M. Psikhologiya stsenicheskikh chuvstv aktera [Psychology of scenic feelings of the actor]. Moscow: Goslitizdat, 1936. (in Russian)

Опубликован

29.08.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Культура как образующая идентичности. (2017). Психологические исследования, 10(54). https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.362