Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.269Аннотация
Рассматриваются новые тенденции и новые способы общения и самопрезентации в транзитивном и виртуальном пространстве. Раскрывается значение нового технологического пространства в формировании картины мира современных людей, специфике самопрезентации и общения. Анализируются новые тенденции влияния Интернета на общение и специфику самопрезентации в реальном и виртуальном пространстве. Показывается, что существует выраженная связь между виртуальным и транзитивным пространствами, что позволяет прогнозировать стили идентичности при усилении транзитивности. Представлены результаты исследования самопрезентации в сети Instagram. Доказывается, что персональная страница в сети является отображением картины мира данного пользователя. При этом в социальных сетях реализуется не только потребность в информации и контактах, но и в самореализации, повышении своего социального статуса. Таким образом, социальные сети стимулируют формирование субъективного пространства, которое начинает доминировать в общей картине мира, а специфика визуальной самопрезентации в социальных сетях может служить индикатором объективного социального статуса пользователя. Показаны различия в стилях самопрезентации у пользователей разных возрастных и социальных групп. Основное отличие в характере визуальных самопрезентаций высокостатусных пользователей состоит не в степени публикационной активности, а в большем разнообразии содержания самопрезентаций и личных страниц. При этом для группы пользователей, в которую входят популярные отечественные исполнители, не характерно стремление к персонификации самопрезентаций, в отличие от смешанной группы пользователей, для которых повышение статуса связано как раз с большей персонификацией. Отсутствие различий по полу, возрасту, индивидуальным характеристикам в содержании самопрезентаций всех пользователей позволяет говорить о том, что в виртуальных самопрезентациях ведущим является именно статус.