Коммуникативные трудности подростков и способы совладания с ними в условиях социальной депривации

Авторы

  • Анна Самохвалова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i49.432

Ключевые слова:

подросток, затрудненное общение, коммуникативные трудности, совладающее поведение, социальная депривация, изолированная группа

Аннотация

Рассматривается проблема совладания подростков с коммуникативными трудностями (N = 108). Выборка включает три подвыборки: подростки с просоциальным поведением, обучающиеся в кадетском корпусе (n = 36), подростки с признаками асоциального поведения, учащиеся общеобразовательных школ (n = 36), подростки с антисоциальным поведением, совершившие преступление и отбывающие наказание в колонии для несовершеннолетних преступников (n = 36). В первой серии исследования анализируются групповые различия коммуникативных трудностей респондентов и способов совладания с ними. Во второй серии на основании данных лонгитюдного исследования, проводимого в течение двух лет, показана динамика затрудненного общения и копинг-стратегий подростков в условиях пенитенциарной депривации; амбивалентная роль коммуникативных трудностей в развитии подростка как субъекта общения. Делается вывод о том, что социальная депривация, вынужденное общение в изолированной группе являются фактором возникновения ненормативных коммуникативных трудностей у подростков и специфических способов совладания с ними (агрессивность, конфронтация, моббинг, манипулятивность, приспособление, дистанцирование).

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Анна Самохвалова
    Самохвалова Анна Геннадьевна. Доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогики и акмеологии личности, институт педагогики и психологии, Костромской государственный университет, ул. Дзержинского, д. 17, 156005 Кострома, Россия. E-mail: samohvalova@kmtn.ru

Библиографические ссылки

Anan'ev B.G. Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. (in Russian)

Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. Moscow: Smysl, 2007. (in Russian)

Brucea C., Braidwoodb U., Newton C. «All the better for not seeing you»: Effects of communicative context on the speech of an individual with acquired communication difficulties. Journal of Communication Disorders, 2014, Vol. 46, 475–483. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2013.08.002

Evlashkina N.M. PhD dissertation (Psychology). MGPPU, Moscow, 2012. (in Russian)

Holaday M., Smith D.A., Sherry A. Sentence Completion Tests: A review of the literature and results of a survey of members of the Society of Personality Assessment. Journal of Personality Assessment, 2000, 74(3), 371–383. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327752JPA7403_3

Kitaev-Smyk L.A. Psikhologiya stressa. Psikhologicheskaya antropologiya stressa. Moscow: Akademicheskii proekt, 2009. (in Russian)

Kryukova T.L. Psikhologiya sovladayushchego povedeniya v raznye periody zhizni. Kostroma: KGU im. N.A.Nekrasova, 2010. (in Russian)

Labunskaya V.A. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2015, 6(3), 157–166. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(24), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)

McCormack J., Harrison L.J., McLeod S., McAllister L. A nationally representative study of the association between communication impairment at 4–5 years and children’s life activities at 7–9 year. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 2011, 54(5), 1328–1348. DOI: https://doi.org/10.1044/1092-4388(2011/10-0155)

Petermann F., Niebank К., Scheithauer H. Risiken in der frühkindlichen Entwicklung – Entwicklung-spsychopathologie der ersten Lebensjahre. Göttingen, 2010.

Petronyuk I.S. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2008, No. 1, 45–49. (in Russian)

Pirozhkov V.F. Kriminal'naya psikhologiya. Moscow: Os'-89, 2007. (in Russian)

Rean A.A. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2012, No. 4, 5–10. (in Russian)

Samokhvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti rebenka: fenomenologiya, faktory vozniknoveniya, dinamika. Kostroma: KGU im. N.A.Nekrasova, 2014. (in Russian)

Samokhvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti rebenka: problemy, diagnostika, korrektsiya. St. Petersburg: Rech', 2011. (in Russian)

Sergienko E.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2016, 9(48), 4. http://psystudy.ru (in Russian)

Sobchik L.N. Psikhologiya individual'nosti. Teoriya i praktika psikhodiagnostiki. St. Petersburg: Rech', 2003. (in Russian)

Yuminova O.S. PhD dissertation (Psychology). KGU im. N.A.Nekrasova, Kostroma, 2005. (in Russian)

Опубликован

30.10.2016

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Коммуникативные трудности подростков и способы совладания с ними в условиях социальной депривации. (2016). Психологические исследования, 9(49). https://doi.org/10.54359/ps.v9i49.432