Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков

Авторы

  • Анна Самохвалова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.354

Ключевые слова:

ребенок, подросток, общение, коммуникативные трудности, социокультурная детерминация, преодоление

Аннотация

Проблема возникновения и преодоления коммуникативных трудностей детей и подростков рассматривается с позиции социокультурной детерминации этих процессов. Раскрываются микрофакторы возникновения трудностей общения,связанные с воздействием ближайшего социального окружения на развитие коммуникативной сферы личности ребенка; мезофакторы, связанные с влиянием социальных условий жизни ребенка на онтогенез общения; макрофакторы, связанные с воздействием этноса, культуры, религии, менталитета на паттерны коммуникативного поведения подрастающего поколения. Представлен алгоритм преодоления субъектом коммуникативных трудностей в мультикультурном пространстве, включающий субъективное ощущение препятствия в общении, возникновение мотивации преодоления коммуникативных трудностей, проектирование и апробирование новых паттернов общения, рефлексию. Описаны конструктивные (гордость, самоуважение, самоутверждение, нонконформизм, поиск социальной поддержки, дифференциация социальных контактов и др.) и деструктивные маркеры преодолевающего поведения (негативизм, агрессивность, демонстративность, обидчивость, фрустрация социальных ожиданий и др.), имеющие одинаково важное значение для развития ребенка как субъекта общения. На основании анализа 250 единичных случаев коммуникативного развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста выявлены механизмы преодоления коммуникативных трудностей детей и подростков, основанные на социальном сравнении, рефлексии коммуникативного опыта, борьбе с индивидуальными недостатками, стремлении к самоутверждению, интериоризации коммуникативных знаний, потребности в проявлении коммуникативной активности, креативности, а также определена их возрастная специфика. Делается вывод о необходимости адресной психолого-педагогической помощи взрослого в процессе осознания и преодоления ребенком актуальных коммуникативных трудностей; по результатам анкетирования родителей, педагогов и психологов выявлены типичные ошибки взрослых при взаимодействии с детьми и подростками, испытывающими разнообразные коммуникативные трудности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Анна Самохвалова
    Самохвалова Анна Геннадьевна. Доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и акмеологии личности, Институт педагогики и психологии, Костромской государственный университет, ул. Дзержинского, д. 17, 156005 Кострома, Россия. E-mail: samohvalova@kmtn.ru

Библиографические ссылки

Abramenkova V.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014, 6(1), 231–239. (in Russian)

Abul'khanova-Slavskaya K.A. Problemy obshcheniya v psikhologii [Problems of communication in psychology]. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, 1981. (in Russian)

Brucea C., Braidwoodb U., Newton C. «All the better for not seeing you»: Effects of communicative context on the speech of an individual with acquired communication difficulties. Journal of Communication Disorders, 2014, Vol. 46, 475–483. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2013.08.002

Feldshtein D.I. Mir Detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovaniya) [The World of Childhood in the Modern World (Problems and Research Problems)]. Voronezh: Modek, 2013. (in Russian)

Grebennikova O.V., Khuzeeva G.R., Konchalovskaya M.M., Ayanyan A.N. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(53), 5. http://psystudy.ru. (in Russian)

Guseltseva M.S. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(50), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Holtmann M., Becker K., Kentner-Figura B., Schmidt M.H. Increased frequency of rolandic spikes in ADHD children. Epilepsia, 2004, 45(5), 564–565. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0013-9580.2004.t01-4-62803.x

Khazova S.A. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova, 2014, 20(3), 62–66. (in Russian)

Labunskaya V.A., Mendzheritskaya Yu.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrudnennogo obshcheniya. Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrektsiya [Psychology of difficult communication. Theory. Methods. Diagnostics. Correction]. Moscow: Akademiya, 2001. (in Russian)

Larkin R.F., Williams G.J., Blaggan S. Delay or deficit? Spelling processes in children with specific language impairment. Journal of Communication Disorders, 2013, 46(5-6), 401–412. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2013.07.003

Leontovich O.A. Vvedenie v mezhkul'turnuyu kommunikatsiyu [Introduction to Intercultural Communication]. Moscow: Ideya-Press, 2007. (in Russian)

Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka, 1984. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigm [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Kiseleva E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(53), 2. http://psystudy.ru (in Russian)

Myasishchev V.N. Psikhologiya otnoshenii [Psychology of relations]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1995. (in Russian)

Obukhova L.F. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2010, Vol. 2, 5–19. (in Russian)

Panov V.I. Ekologicheskaya psikhologiya: Opyt postroeniya metodologii [Ecological psychology: Experience in constructing a methodology]. Moscow: Nauka, 2004. (in Russian)

Polivanova K.N. Psikhologiya vozrastnykh krizisov [Psychology of age crises]. Moscow: Akademiya, 2000. (in Russian)

Petermann F., Niebank К., Scheithauer H. Risiken in der frühkindlichen Entwicklung – Entwicklung-spsychopathologie der ersten Lebensjahre. Göttingen, 2010.

Petrovskii V.A. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektnosti [Personality in psychology: the paradigm of subjectivity]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. (in Russian)

Samokhvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti rebenka: fenomenologiya, faktory vozniknoveniya, dinamika [Communicative difficulties of the child: phenomenology, factors of origin, dynamics]. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2014. (in Russian)

Samokhvalova A.G. PhD dissertation (Psychology). Kostromskoy gosudarstvenniy universitet im. N.A. Nekrasova, Kostroma, 2015. (in Russian)

Samokhvalova A.G., Kuftyak E.V. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya, 2015, 4(4), 50 –58. (in Russian)

Sergienko E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(24), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Zirckel S., Cantor N. Personal construal of life tasks: those who struggle for independence. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, Vol. 58, 172–185. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.1.172

Опубликован

31.10.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков. (2017). Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.354