Академическая мотивация и свойства Темной триады личности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.519Ключевые слова:
академическая мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, Темная триада, макиавеллизм, нарциссизм, психопатияАннотация
Статья посвящена обсуждению взаимосвязей характеристик учебной мотивации и свойств, составляющих Темную триаду. Академические мотивы рассматриваются в соответствии с теорией самодетерминации. На выборке 124 студентов (возраст M = 18,9; SD = 0,26) изучались внутренние и внешние академические мотивы и амотивация как отсутствие мотивов. Свойства макиавеллизм, нарциссизм и психопатия диагностировались краткой версией опросника «Темная триада». Наибольшее число связей обнаружено между нарциссизмом и показателем академических мотивов, относящихся преимущественно к внутренней мотивации (познание нового, мотивация достижения и саморазвития). Из академических мотивов с психопатией связана только мотивация саморазвития и внешняя мотивация. Макиавеллизм не является предиктором академических мотивов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Clark M.H., Schroth C.A. Examining relationships between academic motivation and personality among college students. Learning and Individual Differences, 2010, 20(1), 19–24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2009.10.002
Deci E.L., Ryan R.M. The 'what' and 'why' of goal pursuits: Human needs and the selfdetermination of behavior. Psychological Inquiry, 2000, 11(4), 227–268. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01
Deci E.L., Vallerand R.J., Pelletier L.G., Ryan R.M. Motivation and education: The self-determination perspective. Educational Psychologist, 1991, 26(3–4), 325–346. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.1991.9653137
Egorova M.S. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. 10, Differentsial'naya psikhologiya, 2009, No. 1/2, 65–80. (in Russian)
Egorova M.S., Sitnikova M.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(38), 12. http://psystudy.ru (in Russian)
Fairchild A.J., Horsta J.S., Finneya S.J., Barron K.E. Evaluating existing and new validity evidence for the Academic Motivation Scale. Contemporary Educational Psychology, 2005, 30(3), 331–358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2004.11.001
Furnham A., Richards S., Paulhus D. The Dark Triad: A 10 year review. Social and Personality Psychology Compass, 2013, 7(3), 199–215. DOI: https://doi.org/10.1111/spc3.12018
Gordeeva T.O. Psikhologicheskii Zhurnal, 2014, 35(4), 96–107. (in Russian)
Gordeeva T.O. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2014, No. 3, 63–78. (in Russian)
Komarraju M., Karau S., Schmeck R. Role of the Big Five personality traits in predicting college students' academic motivation and achievement. Learning and Individual Differences, 2009, 19(1), 47–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2008.07.001
Kvitchastyi A.V., Bochaver K.A. Sportivnyi Psikholog, 2012, No. 1, 38–43. (in Russian)
Lee K., Ashton M.C. The Dark Triad, the Big Five, and the HEXACO model. Personality and Individual Differences, 2014, Vol. 67, 2–5. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.048
Morf C.C., Weir Ch., Davidov M. Narcissism and Intrinsic Motivation: The Role of Goal Congruence. Journal of Experimental Social Psychology, 2000, 36(4), 424–438. DOI: https://doi.org/10.1006/jesp.1999.1421
Nagler U.K., Reiter K.J., Furtner M.R., Rauthmann J.F. Is there a 'dark intelligence'? Emotional intelligence is used by dark personalities to emotionally manipulate others. Personality and Individual Differences, 2014, Vol. 65, 47–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.025
Paulhus D., Williams K. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy. Journal of Research in Personality, 2002, 36(6), 556–563. DOI: https://doi.org/10.1016/S0092-6566(02)00505-6
Pelletier L.G., Fortier M.S., Vallerand R.J., Tuson K.M., Brière N.M., Blais M.R. Toward a new measure of intrinsic motivation, extrinsic motivation, and amotivation in sports: The Sport Motivation Scale (SMS). Journal of Sport and Exercise Psychology, 1995, 17(1), 35–53. DOI: https://doi.org/10.1123/jsep.17.1.35
Phillips P., Abraham C., Bond R. Personality, cognition, and university students' examination performance. European Journal of Personality, 2003, 17(6), 435–448. DOI: https://doi.org/10.1002/per.488
Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Valliéres E.F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education. Educational and Psychological Measurement, 1992, 52(4), 1003–1017. DOI: https://doi.org/10.1177/0013164492052004025