Академическая мотивация и свойства Темной триады личности

Авторы

  • Дмитрий Корниенко
  • Федор Дериш

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.519

Ключевые слова:

академическая мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, Темная триада, макиавеллизм, нарциссизм, психопатия

Аннотация

Статья посвящена обсуждению взаимосвязей характеристик учебной мотивации и свойств, составляющих Темную триаду. Академические мотивы рассматриваются в соответствии с теорией самодетерминации. На выборке 124 студентов (возраст M = 18,9; SD = 0,26) изучались внутренние и внешние академические мотивы и амотивация как отсутствие мотивов. Свойства макиавеллизм, нарциссизм и психопатия диагностировались краткой версией опросника «Темная триада». Наибольшее число связей обнаружено между нарциссизмом и показателем академических мотивов, относящихся преимущественно к внутренней мотивации (познание нового, мотивация достижения и саморазвития). Из академических мотивов с психопатией связана только мотивация саморазвития и внешняя мотивация. Макиавеллизм не является предиктором академических мотивов.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Дмитрий Корниенко
    Корниенко Дмитрий Сергеевич. Доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии развития, философско-социологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет, ул. Букриева, д. 15, 614990 Пермь, Россия. E-mail: corney@yandex.ru
  • Федор Дериш
    Дериш Федор Валерьевич. Инженер, лаборатория дифференциальной психологии, факультет психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Сибирская, д. 24, 614990 Пермь, Россия. E-mail: derish@pspu.ru

Библиографические ссылки

Clark M.H., Schroth C.A. Examining relationships between academic motivation and personality among college students. Learning and Individual Differences, 2010, 20(1), 19–24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2009.10.002

Deci E.L., Ryan R.M. The 'what' and 'why' of goal pursuits: Human needs and the selfdetermination of behavior. Psychological Inquiry, 2000, 11(4), 227–268. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01

Deci E.L., Vallerand R.J., Pelletier L.G., Ryan R.M. Motivation and education: The self-determination perspective. Educational Psychologist, 1991, 26(3–4), 325–346. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.1991.9653137

Egorova M.S. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. 10, Differentsial'naya psikhologiya, 2009, No. 1/2, 65–80. (in Russian)

Egorova M.S., Sitnikova M.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(38), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Fairchild A.J., Horsta J.S., Finneya S.J., Barron K.E. Evaluating existing and new validity evidence for the Academic Motivation Scale. Contemporary Educational Psychology, 2005, 30(3), 331–358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2004.11.001

Furnham A., Richards S., Paulhus D. The Dark Triad: A 10 year review. Social and Personality Psychology Compass, 2013, 7(3), 199–215. DOI: https://doi.org/10.1111/spc3.12018

Gordeeva T.O. Psikhologicheskii Zhurnal, 2014, 35(4), 96–107. (in Russian)

Gordeeva T.O. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2014, No. 3, 63–78. (in Russian)

Komarraju M., Karau S., Schmeck R. Role of the Big Five personality traits in predicting college students' academic motivation and achievement. Learning and Individual Differences, 2009, 19(1), 47–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2008.07.001

Kvitchastyi A.V., Bochaver K.A. Sportivnyi Psikholog, 2012, No. 1, 38–43. (in Russian)

Lee K., Ashton M.C. The Dark Triad, the Big Five, and the HEXACO model. Personality and Individual Differences, 2014, Vol. 67, 2–5. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.048

Morf C.C., Weir Ch., Davidov M. Narcissism and Intrinsic Motivation: The Role of Goal Congruence. Journal of Experimental Social Psychology, 2000, 36(4), 424–438. DOI: https://doi.org/10.1006/jesp.1999.1421

Nagler U.K., Reiter K.J., Furtner M.R., Rauthmann J.F. Is there a 'dark intelligence'? Emotional intelligence is used by dark personalities to emotionally manipulate others. Personality and Individual Differences, 2014, Vol. 65, 47–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.025

Paulhus D., Williams K. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy. Journal of Research in Personality, 2002, 36(6), 556–563. DOI: https://doi.org/10.1016/S0092-6566(02)00505-6

Pelletier L.G., Fortier M.S., Vallerand R.J., Tuson K.M., Brière N.M., Blais M.R. Toward a new measure of intrinsic motivation, extrinsic motivation, and amotivation in sports: The Sport Motivation Scale (SMS). Journal of Sport and Exercise Psychology, 1995, 17(1), 35–53. DOI: https://doi.org/10.1123/jsep.17.1.35

Phillips P., Abraham C., Bond R. Personality, cognition, and university students' examination performance. European Journal of Personality, 2003, 17(6), 435–448. DOI: https://doi.org/10.1002/per.488

Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Valliéres E.F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education. Educational and Psychological Measurement, 1992, 52(4), 1003–1017. DOI: https://doi.org/10.1177/0013164492052004025

Опубликован

26.10.2015

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Академическая мотивация и свойства Темной триады личности. (2015). Психологические исследования, 8(43). https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.519