Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности

Авторы

  • Александр Поддьяков

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.558

Ключевые слова:

обучение, новизна, сложность, неопределенность, решение комплексных проблем, помощь, противодействие

Аннотация

Рассматриваются особенности обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности. Вводится различение: а) способностей самостоятельно учиться в новых, только возникающих областях; б) способностей обучаться под чужим руководством, подчиняясь и следуя установленным извне требованиям и целям. Также вводится различение соответствующих педагогических способностей. Дан анализ подготовки обучаемых к уникальным ситуациям и трудностям. В заключительной части статьи показано, что помощь и помехи обучению со стороны других субъектов являются факторами, влияющими на сложность и непредсказуемость развития.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Александр Поддьяков
    Поддьяков Александр Николаевич. Доктор психологических наук, профессор, департамент психологии, факультет социальных наук, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Центр прогнозирования и проектирования образовательных систем «Федеральный институт развития образования», Москва, Россия. E-mail: apoddiakov@hse.ru

Библиографические ссылки

Asmolov A.G. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. (in Russian)

Asmolov A.G. Optika prosveshcheniya. Moscow: Prosveshchenie, 2012. (in Russian)

Ball G.A. Teoriya uchebnykh zadach. Moscow: Pedagogika, 1990. (in Russian)

Benson C. Theculturalpsychologyofself: place, morality and art in human worlds. London and New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001.

Brushlinskii A.V. Sub'ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. (in Russian)

De Geus A.P. Planning as learning. Harvard Business Review, 1988, 66(2), 70–74. https://hbr.org/1988/03/planning-as-learning/ar/1.

Dörner D. Logika neudachi: strategicheskoe myshlenie v slozhnykh situatsiyakh. Moscow: Smysl, 1997. (in Russian)

Frensch P.A., Funke J. (Eds.). Complex problem solving: The European perspective. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1995.

Funke J. Complex problem solving. In: N.M. Seel (Ed.), Encyclopedia of the sciences of learning. Springer, 2012. pp. 682–685. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1428-6_685

Funke U. Using complex problem solving tasks in personnel selection and training. In: P.A. Frensch, J. Funke (Eds.), Complex problem solving: The European perspective. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1995. pp. 219–240.

Goode N., Beckmann J.F. You need to know: There is a causal relationship between structural knowledge and control performance in complex problem solving tasks. Intelligence, 2010, 38, 345–352. doi:10.1016/j.intell.2010.01.001 DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2010.01.001

Güss C.D., Tuason M.T., Gerhard C. Cross-national comparisons of complex problem-solving strategies in two microworlds. Cognitive Science, 2010, 34(3), 489–520. doi: 10.1111/j.1551-6709.2009.01087.x DOI: https://doi.org/10.1111/j.1551-6709.2009.01087.x

Kaplan B.S., Ruzin N.K., Stolyar A.A. Metody obucheniya matematike. Minsk: Narodnaya Asveta, 1981. (in Russian)

Karpenko L.A. Kratkii psikhologicheskii slovar'. Rostov na Donu: Feniks, 1998.

Klein G. Naturalistic decision making. Human factors: The journal of the human factors and ergonomics society, 2008, 50(3), 456–460. DOI: https://doi.org/10.1518/001872008X288385

Kline М. How to learn about teaching: An evolutionary framework for the study of teaching behavior in humans and other animals. Behavioral and brain sciences (in press). http://journals.cambridge.org/BBSJournal/Call/Kline_preprint2014. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X14000090

Knauff M., Wolf A.G. Complex cognition: the science of human reasoning, problem-solving, and decision-making. Cognitive Processesing, 2010, 11 (2), 99-102. DOI: https://doi.org/10.1007/s10339-010-0362-z

Korotkova A.V. PhD dissertation (Psychology). Moscow State University, Moscow, 2005. (in Russian)

Krichevets A.N. Adaptivnost' i apriornost'. Moscow: RPO, 1998. (in Russian)

Krichevets A.N. Voprosy psikhologii, 1999, No. 1, 32–41. (in Russian)

Kuz'minov Ya. Voprosy obrazovaniya, 2004, No. 1, 5–30. (in Russian)

Lyaudis V.Ya. Pedagogicheskaya psikhologiya. In: Pedagogicheskaya psikhologiya. Psikholog-praktik v sfere obrazovaniya: Sbornik programm uchebnykh distsiplin. Moscow: RPO, 1998. P. 7–17. (in Russian)

Nalbandyan Z. «Troyanskii kon'» probralsya v shkolu. England, 24 April 2014, 418(16), 2. (in Russian)http://angliya.com/2014/04/22/troyanskii-kon'-probralsya-v-shkolu.

Osman M. Controlling uncertainty: A review of human behavior in complex dynamic environments. Psychological Bulletin, 2010, 136(1), 65–86. doi: 10.1037/a0017815 DOI: https://doi.org/10.1037/a0017815

Penrouz R. Novyi um korolya: o komp'yuterakh, myshlenii i zakonakh fiziki. Moscow: Editorial URSS, 2003. (in Russian)

Plesnevich G.S. In: Entsiklopediya kibernetiki. Kiev: Gl. redaktsiya USE, 1974. pp. 87–89.

Poddiakov A.N. Komplikologiya: sozdanie razvivayushchikh, diagnostiruyushchikh i destruktivnykh trudnostei. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki, 2014. (in Russian)

Poddiakov A.N. Psikhologiya konkurentsii v obuchenii. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki, 2006.

Poddiakov A.N. PhD dissertation (Psychology). Moscow state university, Moscow, 2001. (in Russian) http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.zip.

Radaev V.V. Sotsiologiya rynkov: k formirovaniyu novogo napravleniya. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki, 2003. (in Russian)

Reshetova Z.A. Psikhologicheskie osnovy professional'nogo obucheniya. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1985. (in Russian)

Smirnov S.D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2001. (in Russian)

Teplov B.M. In: Izbrannye trudy. Moscow: Pedagogika, 1985. Vol. 1, pp. 223–305. (in Russian)

Ushakov D.V. In: Psikhologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2006. pp. 19–143. (in Russian)

Valsiner J. Culture and human development. London: Sage, 2000.

Vasil'ev I.A. PhD dissertation (Psychology). Moscow state university, Moscow, 1998. (in Russian)

Zhuravlev A.L., Ushakov D.V. Psikhologicheskii zhurnal, 2012, (33)2, 127–132. (in Russian)

Опубликован

23.04.2015

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности. (2015). Психологические исследования, 8(40). https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.558