Преднамеренное создание трудностей и совладание с ними
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v1i1.1034Ключевые слова:
копинг, совладание с трудностями, создание трудностей, содействие, противодействиеАннотация
В ряде случаев нельзя понять особенности преодоления трудностей без понимания деятельности других субъектов по их преднамеренному созданию. Столкновение с преднамеренно созданными трудностями – это стресс особого рода, требующий особых стратегий совладания (копинга). В статье выделено три типа отношения субъекта, создающего проблемы и трудности, к другому субъекту, для которого он их готовит: а) как к подопечному, нуждающемуся в помощи в виде 'развивающих трудностей'; б) как к равному партнеру в диалоге; в) как к сопернику, продвижение которого надо тем или иным способом остановить. Проведен теоретический анализ и представлены эмпирические исследования создания трудностей и совладания с ними в двух жизненно важных областях: экономике и образовании. Показано разнообразие зон развития в условиях разных социальных взаимодействий – содействия и противодействия. Доказывается, что связь обучения, развития, интеллекта, творчества, конструктивного отношения к жизни или же дезадаптации может быть понята лишь с учетом диалектики взаимосвязей 'создание – преодоление трудностей'.
Скачивания
Литература
Ariès P. Rebenok i semeinaya zhizn' pri Starom poryadke. Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 1999. [in Russian]
Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti. Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza. M.: Smysl, 2002. [in Russian]
Craig G., Baucum D. Psikhologiya razvitiya. SPb.: Piter, 2006. [in Russian]
Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. M.: Progress, 1996. [in Russian]
Etnografiya detstva. Traditsionnye formy vospitaniya detei i podrostkov u narodov Yuzhnoi i Yugo-Vostochnoi Azii. M.: Nauka, 1988. [in Russian]
Etnografiya detstva. Traditsionnye formy vospitaniya detei u narodov Avstralii, Okeanii i Indonezii. M.: Nauka, 1992. [in Russian]
Gurevich A.Ya. Individ i sotsium na srednevekovom Zapade. M.: ROSSPEN, 2005. [in Russian]
Guseltseva M.S. Kul'turnaya psikhologiya: metodologiya, istoriya, perspektivy. M.: Prometei, 2007. [in Russian]
Huerre P., Ragan-Reymond M., Reymond J.M. L'adolescence n'existe pas. Histoire des tribulations d'un artifice. Paris: Editions Universitaires, 1990.
Kon I.S. 80 let odinochestva. M.: Vremya, 2008. [in Russian]
Kon I.S. Rebenok i obshchestvo: istoriko-etnograficheskaya perspektiva. M.: Nauka, 1988. [in Russian]
Kon I.S. Sotsiologicheskaya psikhologiya. M.: Voronezh: MODEK, 1999. [in Russian]
Lotman Yu.M. Semiosfera. M.: Iskusstvo, 2004. [in Russian]
Mead M. Kul'tura i mir detstva. M.: Nauka, 1988. [in Russian]
Megill A. Istoricheskaya epistemologiya. M.: Kanon+, 2007. [in Russian]
Psikhologiya i kul'tura / pod red. D.Matsumoto. SPb.: Piter, 2003. [in Russian]
Shaffer D. Deti i podrostki: Psikhologiya razvitiya. SPb.: Piter, 2007. [in Russian]Date of publication: 14 October 2008.About author
Guseltseva Marina S. Ph.D., Leading Scientific Employee, Psychological Institute, Russian Academy of Education, ul. Mokhovaya, 9, str. 4, 125009 Moscow, Russia.E-mail: mguseltseva@mail.ru