Роль геометрических и образных названий в запоминании индуктивных правил взрослыми и детьми младшего школьного возраста
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.121Ключевые слова:
индуктивные правила, вербализация, названия правил, научение, долговременная память, младшие школьникиАннотация
Школьное обучение требует понимания и запоминания большого количества новых категорий – индуктивных правил, выделяющих общее содержание у примеров. Исследования показывают, что использование вербальных обозначений помогает в научении и запоминании таких правил. Однако неизвестно, насколько при вербализации важен вариант лексических обозначений: использование специальных или образных названий. Цель данного исследования –сравнить влияние разных типов вербальных обозначений правил на их запоминание и применение участниками разных возрастов. В эксперименте мы предлагали взрослым участникам (N=50) и детям младшего школьного возраста (N=44) решить задачи Бонгарда с геометрическими индуктивными правилами и запомнить эти правила. Половине участников предъявляли для решения геометрические названия для правил, а другой – образные. Затем они выполняли задачу на перенос правила. Было обнаружено, что взрослые быстрее выполняли перенос при использовании образных названий, чем при использовании геометрических, а у детей различий между условиями не было. Исследование показало преимущество образных названий при решении задач на индуктивные правила, а также то, что это преимущество зависит от возраста учащихся.
Скачивания
Библиографические ссылки
Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.
Bongard M.M. Problema uznavaniya. M: Fizmatgiz, 1967.
Sudorgina Yu.V., Kotov A.A. Effekt vliyaniya artikulyatsii resheniya induktivnoi zadachi na perenos pravila resheniya. In book: Aktual'nye problemy psikhologicheskoi nauki. Sbornik statei i vystuplenii mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 10-12 maya 2018. P. 170-172.
Vygotskii L.S. Myshlenie I rec’'. M: Labirint, 2012.
Alderson-Day B., Fernyhough C. Inner Speech: Development, Cognitive Functions, Phenomenology, and Neurobiology. Psychological Bulletin, 2015, 141(5), 931–965. doi:10.1037/bul0000021.
Blajenkova O., Kozhevnikov M., Motes M.A. Object‐spatial imagery: a new self‐report imagery questionnaire. Applied Cognitive Psychology: The Official Journal of the Society for Applied Re-search in Memory and Cognition, 2006, 20(2), 239-263. doi:10.1002/acp.1182.
Cabrera Á., Billman D. Language-driven concept learning: Deciphering Jabberwocky. Journal of Ex-perimental Psychology. Learning, Memory, and Cognition, 2006, 22(2), 539–555. doi:10.1037/0278-7393.22.2.539.
De Brigard F., Brady T.F., Ruzic L., Schacter D.L. Tracking the emergence of memories: A category-learning paradigm to explore schema-driven recognition. Memory & Cognition, 2017, 45(1), 105–120. doi:10.3758/s13421-016-0643-6.
Flavell J.H., Green F.L., Flavell E.R. Children’s understanding of the stream of consciousness. Child Development, 1993, 64(2), 387–398. Doi:10.1111/j.1467-8624.1993.tb02916.x.
Goldstone R.L., Son J.Y. The transfer of scientific principles using concrete and idealized simula-tions. The Journal of the learning sciences, 2005, 14(1), 69-110. Doi:10.1207/s15327809jls1401_4.
Kaminski J.A., Sloutsky V.M. Extraneous perceptual information interferes with children’s acquisi-tion of mathematical knowledge. Journal of Educational Psychology, 2013, 105(2), 351-441. Doi:10.1037/a0031040.
Kotov A.A., Kotova T.N. The Role of Different Types of Labels in Learning Statistically Dense and Statistically Sparse Categories. The Russian Journal of Cognitive Science, 2018, 5(3), 56–67. Doi:10.2139/ssrn.2580829.
Peirce J.W. Generating stimuli for neuroscience using PsychoPy. Frontiers in neuroinformatics, 2009, No. 2, 10. Doi:10.3389/neuro.11.010.2008.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Психологические исследования

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.