Психометрические характеристики шкалы самопрезентации в социальной сети
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v14i75.153Ключевые слова:
социальные сети, самопрезентация, адаптация, валидность, надежность, шкалаАннотация
Обсуждается модификация Методики самопрезентации в социальной сети и ее психометрическим показателям. В качестве исходной методики была взята «Методика самопрезентации в социальной сети Facebook» Michikyan M., Dennis, J., Subrahmanyam, K. (2014). Теоретической основой являются представления относительно идентичности Э. Эриксона, а также когнитивный подход к Я-концепции С. Хартера и Е. Хиггинса. Самопрезентация в социальной сети включает три Я: реальное, идеальное и фальшивое. С целью создания инструмента для диагностики самопрезентации вне зависимости от предпочитаемой социальной сети методика была модифицирована по формулировке вопросов. Выборку исследования составили пользователи социальных сетей в количестве 478 человек, в возрасте от 18 до 26 лет, студенты. Модель пяти характеристик самопрезентации оказалась недостаточно пригодной, тогда как модель, состоящая из двух характеристик, показала достаточную пригодность. В результате опросник состоит из двух шкал: Реалистичное демонстративное Я и Фальшивое обманное Я. Реалистичное демонстративное Я описывает презентацию в социальной сети в целом реального образа со стремлением продемонстрировать разные стороны личности. Фальшивое обманное Я связано со стремлением представить нереалистичный образ или представить себя как другого человека. Надежность шкал методики является высокой. Дискриминантная валидность позволяет считать, что шкалы диагностируют содержательно разные проявления самопрезентации в социальной сети. Валидность методики подтверждена на основе шкал перфекционистской самопрезентации и самомониторинга. Шкала Реального демонстративного Я обнаружила более тесные связи с характеристиками перфекционистской и публичной самопрезентации, а Фальшивого обманного Я – с избеганием проявления несовершенства и направленности на других.
Скачивания
Литература
Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.
Belinskaya E.P., Gavrichenko O.P. Samoprezentatsiya v virtual'nom prostranstve: fenomenologiya i zakonomernosti // Psikhologicheskie issledovaniya. 2018. No. 60 (11), 12. Retrieved from: http://psystudy.ru (date 01.11.2020). (in Russian)
Fedorov V.V., Mileev I.D. O motivatsii podrostkov—pol'zovatelei sotsial'nykh setei // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2015. No. 3 (6), 98-108. (in Russian)
Gavrichenko O.V., Smolyakova T.V. Osobennosti samoreprezentatsii v Internet-dnevnikakh podrostkov i molodezhi // Psikhologicheskie issledovaniya. 2008. No. 1 (1). Retrieved from http://psystudy.ru (date 01.11.2020). (in Russian)
Harter S, Bresnick, S, Bouchey, H.A, Whitesell, N.R. The development of multiple role-related selves during adolescence // Developmental Psychopathology. 1997. No. 9(4), 835-53. https:// doi.org/10.1017/s0954579497001466.
Higgins E.T. Self-discrepancy: a theory relating self and affect // Psychological Review. 1987. No. 3 (94), 319–340.
Hong, S., Jahng, M.R., Lee, N., Wise, K.R. Do you filter who you are?: Excessive self-presentation, social cues, and user evaluations of Instagram selfies // Computers in Human Behavior. 2020. 104, 106159. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.106159.
Jackson C.A., Luchner A.F. Self-presentation mediates the relationship between Self-criticism and emotional response to Instagram feedback // Personality and Individual Differences. 2018. (133), 1–6. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.04.052.
Jang W. (Eric), Bucy E.P., Cho J. Self-esteem moderates the influence of self-presentation style on Facebook users’ sense of subjective well-being // Computers in Human Behavior. 2018. (85), 190–199. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.03.044.
Kadatskikh I.Yu., Nesterenko S.S. Osobennosti samoprezentatsii v virtual'nom prostranstve sov-remennoi rossiiskoi molodezhi // Territoriya nauki. 2015. No. 3, 7-10. (in Russian)
Kim D.H., Seely N.K., Jung J.-H. Do you prefer, Pinterest or Instagram? The role of image-sharing SNSs and self-monitoring in enhancing ad effectiveness // Computers in Human Behavior. 2017. (70), 535–543. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.01.022.
Liu D., Wright K.B., Hu B. A meta-analysis of Social Network Site use and social support // Computers & Education. 2018. (127), 201–213. https://doi.org/10.1037/gpr0000091
Mararitsa L.V., Antonova N.A, Eritsyan K.Yu Obshchenie v internete: potentsial'naya ugroza ili resurs dlya lichnosti // Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal. 2013. (5), 1–15. (in Russian)
Michikyan M., Subrahmanyam K., Dennis J. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults // Computers in Human Behavior. 2014. (33), 179–183. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.01.010.
Mooi E., Sarstedt M., Mooi-Reci I. Market Research: The Process, Data, and Methods Using Stata / E. Mooi, M. Sarstedt, I. Mooi-Reci, Springer Singapore, 2018.
Ozimek P., Baer F., Förster J. Materialists on Facebook: the self-regulatory role of social comparisons and the objectification of Facebook friends // Heliyon. 2017. No. 11 (3), e00449. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2017.e00449.
Polezhaeva E.A. Mesto samomonitoringa v strukture lichnostnykh kharakteristik. PhD dissertation (Psychology) / Psikhologicheskii institut RAO, Moskva, 2009. (in Russian)
Ryabikina Z.I., Bogomolova E., Vzaimosvyaz' lichnostnykh kharakteristik pol'zovatelei sotsial'nykh setei Interneta s osobennostyami ikh aktivnosti v seti // Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. No. 109, 1047-1051. (in Russian)
Samosvat O.I. “Laik” v sotsial'nykh setyakh kak pokazatel' sotsial'nogo odobreniya v podrostkovoi srede // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2015. (6), 148–150. (in Russian)
Samosvat O.I., Akhmetzyanova A.I. Znachimost' sotsial'nogo odobreniya dlya podrostkov v usloviyakh sotsial'nykh setei // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. No. 7 (228), 181-190. (in Russian)
Schlosser, A.E. Self-disclosure versus self-presentation on social media // Current Opinion in Psychology. 2020. No. 31, 1-6. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.06.025.
Shchekoturov A.V. Gendernye samoreprezentatsii podrostkov na stranitsakh sotsial'noi seti “VKontakte” // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2012. No. 4 (110), 80-88. (in Russian)
Shchekoturov A.V. Ot flirta do smeny pola onlain: podrostkovye praktiki al'ternativnykh samo-prezentatsii v sotsial'noi seti “VKontakte” // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2017. No. 6 (142), 327-343. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.17. (in Rus-sian)
Shchukina M.A., Yakovleva I.V., Krainyukov S.V., Tyutyunnik E.I., Bondareva M.O., Aver'yanova O.Yu. Osobennosti vizual'noi samoprezentatsii uchastnikov delovoi kommunikatsii v virtual'noi obra-zovatel'noi srede // Psikhologicheskie issledovaniya. 2018. T. 11, No. 59, 10. URL: http://psystudy.ru (date 01.11.2020). (in Russian)
Shim M., Lee-Won R.J., Park S.H. The self on the Net: The joint effect of self-construal and public self-consciousness on positive self-presentation in online social networking among South Korean college students // Computers in Human Behavior. 2016. (63) 530–539. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.05.054.
Shishkova A.R. Samoprezentatsiya pol'zovatelei sotsial'nykh setei Web 2. 0 // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2010. No. 4, 221-225. (in Russian)
Shneider L.B., Symanyuk V.V. Pol'zovatel' v informatsionnoi srede: tsifrovaya identichnost' segodn-ya // Psikhologicheskie issledovaniya. 2017. No. 52 (10), 7. Retrieved from http://psystudy.ru (date 01.11.2020). (in Russian)
Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. No. 4 (30), 526–537.
Tsarev M., Kuz'min M. Stranitsa v sotsial'noi seti kak prezentatsiya lichnost'yu svoei Ya-kontseptsii // Problemy teorii i praktiki sovremennoi psikhologii: tez. dokl. XII ezhegod. Vseros. nauch.-prakt. konf. Irkutsk, 2013, 289–291. (in Russian)
Veldhuis, J., Alleva, J.M., Bij de Vaate, A.J.D., Keijer, M.G., Konijn, E.A. Me, my selfie, and I: the relations between selfie behaviors, body image, self-objectification, and self-esteem in young women // Psychology of Popular Media Culture. 2020. No. 1 (9), 3–13. https://doi.org/10.1037/ppm0000206.
Voiskunskii A.E. Sotsial'naya pertseptsiya v sotsial'nykh setyakh // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 2014. No. 2, 90-104. (in Russian)
Wang, J., Jackson, L.A., Gaskin, J., Wang, H. The effects of Social Networking Site (SNS) use on college students’ friendship and well-being // Computers in Human Behavior. 2014. (37), 229–236. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.04.051.
Whitty M.T., Doodson, J., Creese, S., Hodges, D. A picture tells a thousand words: What Facebook and Twitter images convey about our personality // Personality and Individual Differences. 2018. (133), 109–114. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.12.050.
Zembatova O.S. Osobennosti virtual'noi samoprezentatsii // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. 2016. No. 2 (4), 85-91. (in Russian)
Zolotareva A.A. Adaptatsiya metodiki «Shkala perfektsionistskoi samoprezentatsii» P. Kh'yuitta // Psikhologicheskii zhurnal. 2011. No. 6 (32), 62–69. (in Russian)
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Психологические исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.