Искусство и социальная психология: от экспериментальной эстетики к эстетической парадигме
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.283Ключевые слова:
искусство, языки искусства, социальное познание, полипарадигмальность, эстетическая парадигмаАннотация
Раскрывается значение искусства и эстетики в истории социальной психологии. Проблематика художественного восприятия интересовала уже Г.Т.Фехнера, В.Вундта, Т.Липпса, которые заложили основы психологической эстетики. Из бесконечности интерпретаций искусства, сформулированных в современной эстетике, нами выбирается за основу антропологическое определение К.Гирца, согласно которому искусство – это символическое выражение культурного опыта, чье значение подлежит «расшифровке» в контексте повседневной жизни и социального воображения. Такое определение позволяет рассмотреть искусство в оптиках психологии социального познания и психологии повседневности. Показывается, что все известные парадигмы и теории социального познания ХХ столетия (психоаналитическая, необихевиористская, нейрокогнитивная, интеракционистская и конструкционистская) так или иначе аппелировали к эстетике. В современной эпистемологической ситуации плюрализма и полипарадигмальности становится возможным говорить о сближении научного и художественного познания, что предсказывалось ранее в эстетических и психологических концепциях Л.С.Выготского и Г.Г.Шпета, а также в работах ГАХН 1920-х гг., задолго до эпохи постмодернизма. Формула Г.Шпета, согласно которой искусство – «не только коррелят и добавление к объективному знанию, служащее расширению нашего культурного кругозора», но еще и средство восстановления единства культурного бытия [Шпет, 2006, с. 34], становится центральной для эстетической парадигмы, чьи сторонники обращаются к языкам искусства как способам репрезентации трансформаций социального познания в транзитивном обществе. Эстетическая парадигма – запоздалый ответ на давнее предложение А.Варбурга создать историю психологии человеческого выражения, которая объединит усилия различных наук и искусства на пути к целостному пониманию человека. Именно открытость художественного произведения (как, впрочем, и любой научной концепции) для интерпретаций, провозглашаемая эстетической парадигмой вслед за У.Эко, оказывается созвучной неопределенности актуального исторического момента.
Скачивания
Литература
Adorno T. Sotsiologiya muzyki [Sociology of music]. Moscow, St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 1999. (in Russian)
Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaya L.A. Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya XX stoletiya [Foreign social psychology in ХХ century]. Moscow: Aspekt Press, 2001. (in Russian)
Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya segodnya: poiski i razmyshleniya [Social psychology today]. Moscow: NOU VPO MPSI, 2009. (in Russian)
Andreeva G.M. Psikhologicheskie issledovaniya, 2013, 6(30), 1. http://psystudy.ru(in Russian)
Arnheim R. Novye ocherki po psikhologii iskusstva [New essays on the psychology of art]. Moscow: Prometei, 1994. (in Russian)
Badiou A. Maloe rukovodstvo po inehstetike [Handbook of inaesthetics]. St. Petersburg: Evropeiskii universitet, 2014. (in Russian)
Bahtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva []. Moscow: Iskusstvo, 1979. (in Russian)
Beck U., Ziegler U.E., Rautert T. Eigenes Leben: Ausflüge in die unbekannte Gesellschaft, in der wir leben. München: Bayerische Rückversicherung Aktiengesellschaft, 1997.
Becker H.S. Artworlds. Berkeley: University of California, 1982.
Benjamin W. Uchenie o podobii: mediaehsteticheskie proizvedeniya [Doctrine of the similar: mediaesthetic works]. Moscow: RGGU, 2012. (in Russian)
Berger J. Iskusstvo videt' [The art of looking]. St. Petersburg: Klaudberri, 2012. (in Russian)
Bourriaud N. Relyacionnaya estetika: postproduktsiya [Esthetique relationnelle: postproduction]. Moscow: Ad Marginem, 2016. (in Russian)
Chto takoe iskusstvo [What is art?]. Filosofskiy zhurnal, 2016, 9(4), 18–47. (in Russian)
Chuhrukidze K. In: Opyt i chuvstvennoe v kul'ture sovremennosti. Filosofsko-antropologicheskie aspekty [Experience and sensibility in contemporary culture: philosophical and anthropological aspects]. Moscow: IF RAN, 2004. pp. 222–246. (in Russian)
Corsini R., Auerbach A. (Eds.). Encyclopedia оf psychology. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)
Crane D. In: Moda i iskusstvo [Fashion and art]. Moscow: NLO, 2015. pp. 136-148. (in Russian)
Eco U. Otkrytoe proizvedenie: forma i neopredelennost' v sovremennoi estetike [Open work]. St. Petersburg: Fkademicheskii proekt, 2004. (in Russian)
Falikman M.V. Psikhologicheskie issledovaniya, 2017, 10(54). http://psystudy.ru (in Russian)
Farhatdinov N. Sotsiologicheskoe obozrenie, 2008, 7(3), 55–69. (in Russian)
Fiske S.T. «One word: plasticity» − social cognition’s futures. In: The Sage Handbook of social cognition. London: Sage, 2012. pp. 535–541.
Fromm E. Missiya Zigmunda Freida [Sigmund Freud's mission]. Moscow: AST, 2011. (in Russian)
Gabrichevskii A.G. Morfologiya iskusstva [Morphology of art]. Moscow: Agraf, 2002. (in Russian)
Geertz С. Sotsiologicheskoe obozrenie, 2010, 9(2), 31–54. (in Russian)
Gehlen A. Thesis, 1993, Vol. 3, 155–166. (in Russian)
Holmogorova A.B. (Ed.). Sotsial'noe poznanie kak vysshaya psikhicheskaya funkciya i ego razvitie v ontogeneze [Social cognition as the higher psychological function and its ontogenesis development]. Moscow: NEOLIT, 2016. (in Russian)
Kandel E. Vek samopoznaniya: Poiski bessoznatel'nogo v iskusstve i nauke s nachala XX veka do nashikh dnei [The age of insight: The quest to understand the unconscious in art, mind and brain from Vienna 1900 to the present]. Moscow: AST, 2016. (in Russian)
Khoroshilov D.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2016, 9(48). http://psystudy.ru (in Russian)
Khoroshilov D.A., Mashkov D.S. Psikhologicheskie issledovaniya, 2017, 10(56). http://psystudy.ru (in Russian)
Krauss R. In: Iskusstvo s 1900 goda: modernizm, antimodernizm, postmodernism [Art since 1900: modernism, antimodernism, postmodernism]. Moscow: Ad Marginem Press, 2015. pp. 40–48. (in Russian)
Krichevets A.N. Voprosy filosofii, 2018, Vol. 2. http://www.vphil.ru/ (in Russian)
Laсan J. Seminary. Kniga 11. Chetyre osnovnye ponyatiya psikhoanaliza [The four fundamental concepts of psychoanalysis]. Moscow: Gnozis, Logos, 2004. (in Russian)
Lebina N. Sovetskaya povsednevnost': Normy i anomalii. Ot voennogo kommunizma k bol'shomu stilyu [Everyday life in the Soviet Union]. Moscow: NLO, 2015. (in Russian)
Man'kovskaya N.B. Fenomen postmodernizma: khudozhestvenno-esteticheskii rakurs [The phenomenon of postmodernism]. St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 2009. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in space of psychological hronotope]. Moscow: Smysl, 2016. (in Russian)
Mead G. Filosofiya nastoyashchego [The philosophy of the present]. Moscow: VSHEH, 2014. (in Russian)
Panofsky E. Etyudy po ikonologii. Gumanisticheskie temy v iskusstve Vozrozhdeniya [Studies in iconology: humanistic themes in the art of the Renaissance]. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2009. (in Russian)
Papernyi V. Kul'tura dva [Culture two]. Moscow: NLO, 2000. (in Russian)
Ramachandran V. Mozg rasskazyvaet: chto delaet nas lyud'mi [The tell-tale brain: a neuroscientist's quest for what makes us human]. Moscow: Kar'era Press, 2016. (in Russian)
Schütz A. Izbrannoe [Collected Works]. Moscow: ROSSPEN, 2004. (in Russian)
Shestakov V.P. Tragediya izgnaniya: sud'ba Venskoi shkoly istorii iskusstva [Tragedy of exile: the fate of Vienna School of art history]. Moscow: Galart, 2005. (in Russian)
Shpet G. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2006, Vol. 4, 25–35. (in Russian)
Sokolova E.T. Voprosy psikhologii, 2009, Vol. 1, 67–80. (in Russian)
Warburg A. Velikoe pereselenie obrazov: issledovanie po istorii i psikhologii vozrozhdeniya antichnosti [Great migration of images: the study of history and psychology of the antiquity revival]. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2008. (in Russian)
Wundt W. Fantaziya kak osnova iskusstva [Fantasy as the ground of art]. Moscow: Librokom, 2010. (in Russian)
Yaroshevskii M.G. Istoriya psikhologii: ot antichnosti do serediny ХХveka [History of psychology]. Moscow: Akademiya, 1997. (in Russian)