Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста­

Авторы

  • Гузелия Хузеева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.365

Ключевые слова:

коммуникативное развитие, дошкольники, социализации, индивидуальные траектории социализации, взаимодействие со сверстниками

Аннотация

Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста является одним из предикторов успешного социального развития в целом. Современная социальная ситуация оказывает существенное влияние на характер общения и взаимодействия детей со сверстниками. Изучение особенностей социализации и индивидуализации в пространстве взаимодействия со сверстниками является актуальным направлением исследований в социальной психологии развития. Результаты проведенного исследования показали, что коммуникативная компетентность уже в дошкольном возрасте является сложным системным качеством, в основе которого лежат особенности социального восприятия ребенка. Образ сверстника у детей старшего дошкольного возраста отличается тем, что эмоциональный компонент опережает в своем развитии когнитивный компонент и определяет характер коммуникативного развития. Степень социализированности в пространстве взаимодействия со сверстниками определяется степенью успешности решения коммуникативных задач разного рода. Коммуникативные задачи связаны с достижениями индивидуальных целей обращения, также совместных целей взаимодействия, конструктивным и гибким решением проблемных ситуаций и способностью к просоциальному поведению. Было обнаружено, что большая часть детей старшего дошкольного возраста испытывают трудности социализации в пространстве взаимодействия со сверстниками. Многие дети имеют неблагоприятный социометрический статус, решают проблемные ситуации общения непродуктивно и испытывают сложности в процессе достижения совместного результата взаимодействия, только четверть респондентов проявляет просоциальное поведение. Данные затруднения обусловлены низкой чувствительностью к сверстнику, узким репертуаром стратегий общения и слабой степенью осознанности используемых стратегий общения. Выделенные параметры социализированности в пространстве взаимодействия со сверстниками позволяют выстроить индивидуальные траектории коммуникативного развития дошкольника. Индивидуальные траектории развития либо расширяют, либо сужают коридоры социализации в пространстве взаимодействия со сверстниками. Мониторинг изменений, происходящих в коммуникативном развитии дошкольника, и определение индивидуальных траекторий социализации в пространстве взаимодействия со сверстниками позволяют адекватно выстраивать систему сопровождения и предупреждения нарушений в данной области развития.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Гузелия Хузеева
    Хузеева Гузелия Рифкатовна. Кандидат психологических наук, доцент, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: guzeliya.h@yandex.ru

Библиографические ссылки

Avdulova T.P., Khuzeeva, G.R. Lichnostnaya i kommunikativnaya kompetentnosti sovremennogo doshkol'nika: uchebnoe posobie [Personal and communicative competence of a modern preschooler: a manual]. Moscow: Prometei, 2013 (in Russian)

Andreeva G.M. Bogomolova N.N. Petrovskaya L.A. Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya XX stoletiya. Teoreticheskie podkhody [Foreign social psychology of the XX century. Theoretical approaches: Textbook. Manual for universities.]. Moscow: Aspekt Press, 2002. (in Russian)

Bauman Z. Tekuchaya sovremennost' [Flowing modernity.]. St. Petersburg: Piter, 2008.

Chuprikova N.I. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, 1(3), 7. http://psystudy.ru. (in Russian, abstr. in English)

Khuzeeva G.R. Diagnostika i razvitie kommunikativnoi kompetentnosti doshkol'nika: psikhologo-pedagogicheskaya sluzhba soprovozhdeniya rebenka [Diagnostics and development of the communicative competence of the preschooler: the psychological and pedagogical service for accompanying the child]. Moscow: VLADOS, 2014 (in Russian)

Lisina M.I. Obshchenie, lichnost' i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. Moscow: MODEK, 2001. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Sotsializatsiya v mul'tikul'turnom prostranstve [Socialization in a multicultural space: a methodical guide]. Moscow: MPGU, 2016. (in Russian)

Piaget J. Moral'noe suzhdenie u rebenka [Moral judgment of the child]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2015. (in Russian)

Smirnova E.O., Kholmogorova, V.M. Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol'nikov [Interpersonal relations of preschool children].Moscow: Vlados, 2005. (in Russian)

Опубликован

30.08.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста­. (2017). Психологические исследования, 10(54). https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.365