Возрастные особенности запоминания последовательности движений, заданной зрительным образцом

Авторы

  • Алексей Корнеев
  • Дмитрий Ломакин
  • Андрей Курганский

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i69.457

Ключевые слова:

рабочая память, внутренняя репрезентация, серийный порядок, младшие школьники, подростки

Аннотация

Описаны результаты исследования запоминания и удержания серийной информации в рабочей памяти в разных возрастах – у детей 9–11 лет, подростков и взрослых. Испытуемых просили воспроизводить ломаные линии – последовательности вертикальных и горизонтальных отрезков прямой линий, – предъявляемые (1) как статическое изображение и (2) как динамический объект – курсор, движущийся вдоль ломаной линии. Сложность траекторий задавалась количеством составляющих ее отрезков (от 4 до 6). Анализировалось число ошибок, а также временные параметры ответов испытуемых – время реакции (RT) и среднее время выполнения одного элемента последовательности (MT). Результаты показали, что с возрастом снижается число ошибок, причем это характерно в основном для режима динамического предъявления. Подростки выполняют это задание заметно точнее, чем дети, но хуже взрослых. Обнаружено, что время реакции заметно увеличивается к подростковому возрасту и остается довольно высоким у взрослых. Среднее время выполнения отдельного элемента у подростков практически не отличается от результатов, полученных в группе детей, в то время как у взрослых оно резко снижается. Повышение с возрастом точности воспроизведения шаблонов может отражать улучшение точ-ности репрезентаций последовательности в рабочей памяти. Увеличение латентного времени при подготовке двигательного ответа может быть связано с более подробным планированием предстоящего серийного действия. Согласно нашим данным, подростки занимают промежуточное положение между детьми и взрослыми: для них характерно уже достаточно высокое качество репрезентации последовательности и ее полнота, подробное планирование предстоящего серийного действия, однако еще недостаточно сформирован текущий контроль моторной реализации, в силу чего относительно велика роль текущего программирования при выполнении серии движений. Сравнение воспроизведения последовательностей, заданных различными (статическим и динамическим) способами, показывает, что по мере взросления количество ошибок в двух режимах различается все меньше, в то время как временные параметры выполнения движений, напротив, начинают различаться. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Алексей Корнеев

Корнеев Алексей Андреевич. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; старший научный сотрудник, лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии, Российская академия наук, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, 119121 Москва, Россия. Email: korneeff@gmail.com

Дмитрий Ломакин

Ломакин Дмитрий Игоревич. Научный сотрудник, лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии, Российская академия наук, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, 119121 Москва, Россия E-mail: lomakindima4@gmail.com

Андрей Курганский

Курганский Андрей Васильевич. Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии, Российская академия наук, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, 119121 Москва, Россия; научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, пр. Вернадского, 82, стр. 1, 119571 Москва, Россия E-mail: akurg@yandex.ru

Литература

Agam Y., Bullock D., Sekuler R. Imitating unfamiliar sequences of connected linear motions. Journal of Neurophysiology, 2005, 94(4), 2832–2843. doi: 10.1152/jn.00366.2005

Agam Y., Galperin H., Gold B.J., Sekuler R. Learning to imitate novel motion sequences. Journal of Vision, 2007, 7(5), 1–17. doi: 10.1167/7.5.1

Agam Y., Huang J., Sekuler R. Neural correlates of sequence encoding in visuomotor learning. Journal of neurophysiology, 2010, 103(3), 1418–1424. doi: 10.1152/jn.00662.2009

Badan M., Hauert A., Mounoud P. Sequential pointing in children and adults. Journal of Experimental Child Psychology, 2000, 75(1), 43–69. doi: 10.1006/jecp.1999.2522

Baddeley A.D., Hitch G.J., Allen R.J. From short-term store to multicomponent working memory: The role of the modal model. Memory & cognition, 2019, 47(4), 575–588. doi: 10.3758/s13421-018-0878-5

Baddeley A. Working memory: Theories, models, and controversies. Annual review of psychology, 2012, 63(3), 1–29. doi: 10.1146/annurev-psych-120710-100422

Baddeley A.D., Hitch G.J. Working memory. G.H. Bower (Ed.), The psychology of learning and motivation, 1974, 8, 47–89. doi: 10.1016/S0079-7421(08)60452-1

Beteleva T.G., Nachinskaya R.I., Kurgansky A.V., Farber D.A. Brain organization of working memory in primary school age. Brain mechanisms of development of cognitive activity in preschool and primary school age. Moscow-Voronej: MGPSU, 2014, 237–262.

Bezrukikh M.M., Kiselev M.F., Komarov G.D., Kozlov A.P., Kurneshova L.E., Land S.B., Noskin L.A., Noskin V.A., Pivovarov V.V. Age-related features of the organization of motor activity in 6-to 16-year-old children. Human Physiology, 2000, 26(3), 337–344. doi: 10.1007/BF02760196

Bisley J.W., Zaksas D., Droll J.A., Pasternak T. Activity of neurons in cortical area MT during a memory for motion task. Journal of neurophysiology, 2004, 91(1), 286–300. doi: 10.1152/jn.00870.2003

Burggraaf R., Frens M.A., Hooge I.T.C., van der Geest J.N. Performance on tasks of visuospatial memory and ability: A cross-sectional study in 330 adolescents aged 11 to 20. Applied Neuropsychology: Child, 2018, 7(2), 129–142. doi:10.1080/21622965.2016.126

Burnett Heyes S., Zokaei N., van der Staaij I., Bays P.M., Husain M. Development of visual working memory precision in childhood. Developmental science, 2012, 15 (4), 528–539. doi: 10.1111/j.1467-7687.2012.01148.x

Chai W.J., Abd Hamid A.I., Abdullah J.M. Working memory from the psychological and neurosciences perspectives: A review. Frontiers in psychology, 2018, 9, 401. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00401

Diamond A. The early development of executive functions. Lifespan cognition: Mechanisms of change, New York, NY, US: Oxford University Press, 2006, 70–95.

Gathercole S.E., Pickering S.J., Ambridge B., Wearing H. The structure of working memory from 4 to 15 years of age. Developmental psychology, 2004, 40(2), 177 –190. doi: 10.1037/0012-1649.40.2.177

Ginsburg V., Archambeau K., van Dijck J.-P., Chetail F., Gevers W. Coding of serial order in verbal, visual and spatial working memory. Journal of Experimental Psychology: General, 2017, 146(5), 632–650. doi: 10.1037/xge0000278

Hitch G.J., Woodin M.E., Baker S. Visual and phonological components of working memory in children. Memory & Cognition, 1989, 17(2), 175–185. doi: 10.3758/BF03197067

Hurlstone M.J., Hitch G.J., Baddeley A.D. Memory for serial order across domains: An overview of the literature and directions for future research. Psychological bulletin, 2014, 140(2), 339–373. doi: 10.1037/a0034221

Hurlstone M.J., Hitch G.J. How is the serial order of a spatial sequence represented? Insights from transposition latencies. Journal of experimental psychology: learning, memory, and cognition, 2015, 41(2), 295–324. doi: 10.1037/a0038223

Inaba N., Shinomoto S., Yamane S., Takemura A., Kawano K. MST neurons code for visual motion in space independent of pursuit eye movements. Journal of Neurophysiology, 2007, 97(5), 3473–3483. doi: 10.1152/jn.01054.2006

Isbell E., Fukuda K., Neville H.J., Vogel E.K. Visual working memory continues to develop through adolescence. Frontiers in psychology, 2015, 6, 696. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00696

Kang M.S., Hong S.W., Blake R., Woodman G.F. Visual working memory contaminates perception. Psychonomic Bulletin & Review, 2011, 18(5), 860–869. doi: 10.3758/s13423-011-0126-5

Kiselev S., Espy K.A., Sheffield T. Age-related differences in reaction time task performance in young children. Journal of Experimental Child Psychology, 2009, 102(2), 150–166.

Korneev A.A., Kurganskii A.V. Internal representation of movement sequences on reproduction of static drawings and the trajectories of moving objects. Neuroscience and Behavioral Physiology, 2014, 44(8), 892–901. doi: 10.1007/s11055-014-9998-y

Lehnert G., Zimmer H.D. Modality and domain specific components in auditory and visual working memory tasks. Cognitive processing, 2008, 9(1), 53–61. doi: 10.1007/s10339-007-0187-6

Leon-Carrion J., García-Orza J., Pérez-Santamaría F.J. Development of the inhibitory component of the executive functions in children and adolescents. International Journal of Neuroscience, 2004, 114(10), 1291–1311. doi: 10.1080/00207450490476066

Logie R.H. Visuo-spatial working memory, Psychology Press, 2014.

Luciana M., Conklin H.M., Hooper J., Yarger R.S. The development of nonverbal working memory and executive control processes in adolescents. Child development, 2005, 76(3), 697–712. doi: 10.1111/j.1467-8624.2005.00872.x

Luciana M., Nelson A. Assessment of neuropsychological function through use of the Cambridge Neuropsychological Testing Automated Battery: performance in 4-to 12-year-old children. Developmental neuropsychology, 2002, 22(3), 595–624. doi: 10.1207/S15326942DN2203_3

Mammarella I.C., Pazzaglia F., Cornoldi C. Evidence for different components in children's visuospatial working memory. British Journal of Developmental Psychology, 2008, 26(3), 337–355. doi: 10.1348/026151007X236061

Nee D.E., D’Esposito M. The representational basis of working memory. Behavioral Neuroscience of Learning and Memory, Springer, Cham, 2016, 213–230. doi: 10.1007/7854_2016_456

Nelson A., Monk S., Lin J., Carver L.J., Thomas K.M., Truwit L. Functional neuroanatomy of spatial working memory in children. Developmental psychology, 2000, 36(1), 109. doi: 10.1037/0012-1649.36.1.109

Pasternak T., Zaksas D. Stimulus specificity and temporal dynamics of working memory for visual motion. Journal of Neurophysiology, 2003, 90(4), 2757–2762. doi: 10.1152/jn.00422.2003

Pickering S.J., Gathercole S.E., Hall M., Lloyd S.A. Development of memory for pattern and path: Further evidence for the fractionation of visuo-spatial memory. The Quarterly Journal of Experimental Psychology Section A, 2001, 54(2), 397–420. doi: 10.1080/713755973

Rhodes B.J., Bullock D., Verwey W.B., Averbeck B.B., Page M.P. Learning and production of movement sequences: Behavioral, neurophysiological, and modeling perspectives. Human movement science, 2004, 23(5), 699–746. doi: 10.1016/j.humov.2004.10.008

Roberts K.L., Strait J.A.E., Decker S.L. Developmental Trajectories of Verbal, Static Visual-Spatial, and Dynamic Visual-Spatial Working Memory. Contemporary School Psychology, 2018, 22(4), 458–467. doi: 10.1007/s40688-018-0176-z

Soemer A., Saito S. Domain-specific processing in short-term serial order memory. Journal of Memory and Language, 2016, 88, 1–17. doi: 10.1016/j.jml.2015.12.003

Spronk M., Vogel E.K., Jonkman L.M. Electrophysiological evidence for immature processing capacity and filtering in visuospatial working memory in adolescents. PLoS One, 2012, 7(8), e42262. doi: 10.1371/journal.pone.0042262

Thomas K.M., King S.W., Franzen P.L., Welsh T.F., Berkowitz A.L., Noll D.C., Birmaher V., Casey B.J. A developmental functional MRI study of spatial working memory. Neuroimage, 1999, 10(3), 327–338.a. doi: 10.1006/nimg.1999.0466

Vergara J., Rivera N., Rossi-Pool R., Romo R. A neural parametric code for storing information of more than one sensory modality in working memory. Neuron, 2016, 89(1), 54–62. doi: 10.1006/nimg.1999.0466

Verwey W.B., Shea H., Wright D.L. A cognitive framework for explaining serial processing and sequence execution strategies. Psychonomic bulletin & review, 2015, 22(1), 54–77. doi: 10.3758/s13423-014-0773-4

Wing A.M. Motor control: Mechanisms of motor equivalence in handwriting. Current biology, 2000, 10(6), R245-R248. doi: 10.1016/S0960-9822(00)00375-4

Число просмотров

Просмотров: 624

Опубликован

07.04.2020

Как цитировать

Корнеев, А., Ломакин, Д., & Курганский, А. (2020). Возрастные особенности запоминания последовательности движений, заданной зрительным образцом. Психологические исследования, 13(69). https://doi.org/10.54359/ps.v13i69.457

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)