Атрибуция враждебных и добрых намерений и совладающее поведение
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.688Ключевые слова:
совладающее поведение, атрибуция намерения, намеренно созданные трудностиАннотация
Стратегии совладания с трудностями и отношение к ним зависят от того, считает ли субъект трудность: а) возникшей без чьего-либо вмешательства и намерения (пример – природное явление) или же б) созданной преднамеренно. Во втором случае стратегии совладания принципиально зависят от того, как субъект атрибутирует намерения создателя трудностей – считает ли он, что трудность создана с враждебными намерениями по отношению к нему или же с добрыми. Обсуждаются возможности объединения подходов к анализу совладающего поведения и атрибуции намерений. Приводятся данные опроса о совладании с трудностями, возникшими без чьего-либо намерения и созданными специально.
Скачивания
Литература
Baumgartner E., Strayer F.F. Beyond fight or flight: developmental changes in children’s coping with peer conflict. Acta Ethologica, 2008, 11, 16–25. doi:10.1007/s10211-007-0037-7
Benson C. The cultural psychology of self: place, morality and art in human worlds. London and New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001.
Berkowitz L. Agressiya. Prichiny, posledstviya i kontrol'. St. Petersburg: Praim-Evroznak, 2002. (in Russian)
De Castro B.O., Veerman J.W., Koops W., Bosch J.D., Monshouwer H.J. Hostile attribution of intent and aggressive behavior: A meta-analysis. Child Development, 2002, 73(3), 916–934. doi:10.1111/1467-8624.00447
Dodge K.A. Social cognition and children's aggressive behavior. Child Development, 1980, 51(1), 162–170.
Dodge K.A. Translational science in action: hostile attributional style and the development of aggressive behavior problems. Development and Psychopathology, 2006, 18(3), 791–814. doi:10.1017/S0954579406060391
Furnham A., Taylor J. Temnaya storona povedeniya na rabote. Kak ponyat', pochemu sotrudniki uvol'nyayutsya, voruyut ili obmanyvayut vas, i kak izbezhat' etogo. Kiev: Balans Biznes Buks, 2005. (in Russian)
Gamble W.C. Perceptions of controllability and other stressor event characteristics as determinants of coping among young adolescents and young adults. Journal of Youth and Adolescence, 1994, 23(1), 65–84. doi:10.1007/BF01537142
Glass L. Vrednye lyudi: posobie, kak s nimi borot'sya. St. Petersburg: Piter Press, 1997. (in Russian)
Khachaturova M.R. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya, 2011, 9(52), 92–96. http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2011_9_31.pdf. (in Russian)
Kliewer W., Fearnow M.D., Walton M.N. Dispositional, environmental, and context-specific predictors of children's threat perceptions in everyday stressful situations. Journal of Youth and Adolescence, 1998, 27(1), 83–100. doi:10.1023/A:1022880815914
Kryukova T.L. Metody izucheniya sovladayushchego povedeniya: tri koping-shkaly. Kostroma: Avantitul, 2007. (in Russian)
Nakanishi D., Ohtsubo Y. Do people react differently to natural and social risk? Journal of Social, Evolutionary, and Cultural Psychology, 2008, 2(3), 122–132. http://shell.newpaltz.edu/jsec/articles/volume2/issue3/JSEC2-3_Nakanishi.pdf.
Pedchenko D.I. Osobennosti sovladaniya s prednamerenno sozdannymi trudnostyami. Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota. Higher School of Economics, Moscow, 2013. (in Russian)
Poddiakov A.N. In: A.K. Bolotova (Ed.), Perspektivnye napravleniya psikhologicheskoi nauki. Moscow: Higher School of Economics, 2012(a). pp. 104–120. http://www.hse.ru/data/2012/10/15/1247620778/104_.pdf. (in Russian)
Poddiakov A.N. Soderzhanie, formy i metody obucheniya v vysshei shkole: Analiticheskie obzory po osnovnym napravleniyam razvitiya vysshego obrazovaniya, 2012(b), 10, 1–80. http://www.hse.ru/data/2012/12/02/1302310042/complicology10-2012.pdf. (in Russian)
Sergienko E.A., Vetrova I.I. Test Dzh. Meiera, P. Seloveya, D. Karuzo “Emotsional'nyi intellect” (MSCEIT v. 2.0): Rukovodstvo. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2010. (in Russian)
Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. Challenges to the developmental study of coping. In: E.A. Skinner, M.J. Zimmer-Gembeck (Eds.), Coping and the development of regulation. New Directions for Child and Adolescent Development, 124. San Francisco: Jossey-Bass, 2009. pp. 5–17.
Soldatova G.U., Zotova E.Yu. Obrazovatel'naya politika, 2011, 5(55), 48–59. (in Russian)
Sosnin V.A., Nestik T.A. Sovremennyi terrorizm: sotsial'no-psikhologicheskii analiz. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2008. (in Russian)
Stekkinger M.R. Can hostile intent be detected by means of signaling? Master dissertation. Twente: University of Twente, 2012. http://essay.utwente.nl/62459/1/Stekkinger,_M.R._-_s0111236_(verslag).pdf.
Yeager D.S., Miu A.S., Powers J., Dweck C.S. Implicit theories of personality and attributions of hostile intent: a meta-analysis, an experiment, and a longitudinal intervention. Child Development, 2013. Online version of record published before inclusion in an issue. 00(0), 1–17. doi:10.1111/cdev.12062
Zimmer-Gembeck M.J., Skinner E.A., Morris H., Thomas R. Anticipated coping with interpersonal stressors: links with the emotional reactions of sadness, anger, and fear. The Journal of Early Adolescence, 2013, 33(5), 684–709. doi:10.1177/0272431612466175