Показатели уверенности в себе в структуре личности

Авторы

  • Оксана Паршикова
  • Олег Смирнов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1010

Ключевые слова:

теория самодетерминации, личность, уверенность в себе, автономность, мотивация, локус контроля, невротизм, экстраверсия, психотизм, психическое здоровье, социальная адаптация

Аннотация

Описываются результаты экспериментального исследования уверенности в себе (self-efficacy) как проявления автономности поведения. Теоретический контекст работы: теория самодетерминации (self-determined theory), основанная на организм-диалектической метатеории, а также ряд субтеорий когнитивной оценки (cognitive evaluation theory), интеграции организма (organismic integration theory), обусловливающей ориентации (causality orientations theory) и базовых потребностей (basic needs theory). Проанализированы показатели уверенности в себе, интернальности-экстернальности, шкалы Айзенка, смысложизненных ориентаций, уровня одиночества, социальной фрустрированности и социального здоровья. Выявлены связи автономности поведения с характеристиками, которые определяются не контекстом деятельности, а устойчивыми индивидуальными различиями в базовых характеристиках личностной сферы и различными параметрами социальной адаптации.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Оксана Паршикова
    Паршикова Оксана Викторовна. Канд. психол. наук, ассистент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая 11/5, 125009 Москва, Россия. E-mail: ksapa2003@mail.ru
  • Олег Смирнов
    Смирнов Олег Валентинович. Научный сотрудник лаборатории онтогенеза индивидуальных различий, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: sendso@yandex.ru

Библиографические ссылки

Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Csikszentmihalyi, M., & Rathunde, K. (1993). The measurement of flow in everyday life: Toward a theory of emergent motivation. In J.E.Jacobs (Ed.), Developmental perspectives on motivation (pp. 57–97). Lincoln: University of Nebraska Press.

Deci, E.L. (1975). Intrinsic motivation. New York: Plenum. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4613-4446-9

Deci, E.L., Koestner, R., Ryan, R.M. (1999). A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation. Psychological Bulletin, 125, 627–668. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.6.627

Deci, E.L., Nezlek, J., Sheinman, L. (1981). Characteristics of the rewarder and intrinsic motivation of the rewardee. Journal of Personality and Social Psychology, 40, 1–10. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.40.1.1

Deci, E.L., Ryan, R.M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2271-7

Deci, E.L., Ryan, R.M. (1991). A motivational approach to self: Integration in personality. In R.Dienstbier (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation: Vol. 38. Perspectives on motivation (pp. 237–288). Lincoln: University of Nebraska Press.

Deci, E.L., Ryan, R.M. (1995). Human autonomy: The basis for true self-esteem. In M.Kemis (Ed.), Efficacy, agency, and self-esteem (pp. 31–49). New York: Plenum. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-1280-0_3

Flink, C., Boggiano, A.K., Barrett, M. (1990). Controlling teaching strategies: Undermining children's self-determination and performance. Journal of Personality and Social Psychology, 59, 916–924. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.59.5.916

Grolnick, W.S., Deci, E.L., Ryan, R.M. (1997), Internalization within the family. In J.E.Grusec, L.Kuczynski (Eds.), Parenting and children's internalization of values: A handbook of contemporary theory (pp. 135–161). New York: Wiley.

Grolnick, W.S., Ryan, R.M. (1987). Autonomy in children's learning: An experimental and individual difference investigation. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 890–898. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.52.5.890

Grolnick, W.S., Ryan, R.M. (1989). Parent styles associated with children's self-regulation and competence in school. Journal of Educational Psychology, 81, 143–154. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.81.2.143

Ryan, R.M., Frederick, C.M. (1997). On energy, personality, and health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well-being. Journal of Personality, 65, 529–565. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1997.tb00326.x

Utman, C.H. (1997). Performance effects of motivational state: A metaanalysis. Personality and Social Psychology Review, 1, 170–182. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0102_4

Опубликован

28.02.2009

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Показатели уверенности в себе в структуре личности. (2009). Психологические исследования, 2(3). https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1010