Порядок рождения и когнитивное развитие сиблингов

Авторы

  • Ольга Алексеева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v1i2.1019

Ключевые слова:

порядок рождения, когнитивные характеристики, сиблинги, интервал рождения, детско-родительские отношения

Аннотация

Представлены результаты исследования влияния порядка рождения на когнитивное развитие сиблингов в двухдетных семьях. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе выборку составили 113 подростков (средний возраст 14,9 лет). На втором этапе обследовано 70 полных семей, имеющих двоих детей. Средний возраст старшего сиблинга был 17,7 лет, младшего – 14,5 лет. Показано, что когнитивные характеристики младшего сиблинга зависят от интервала между рождениями детей и стиля детско-родительских отношений, тогда как на интеллект старшего ребенка эти переменные особого влияния не оказывают.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Ольга Алексеева
    Алексеева Ольга Сергеевна. Младший научный сотрудник лаборатории онтогенеза индивидуальных различий, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: olga__alexeeva@mail.ru

Библиографические ссылки

Abe K., Tsuji K., Suzuki H. The significance of birth order and age difference between siblings as observed in drawings of pre-kindergarten children // Folia Psychiatrica and Neurologica Japonica. 1964. Vol. 17. P. 315–325. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1440-1819.1963.tb00001.x

Adler A. Nauka zhit' [The Science of Living]: per. s angl. Kiev: Port-Royal, 1997. [in Russian]

Anastasi A. Intelligence and family size // Psychological Bulletin. 1956. Vol. 53. P. 187–209. DOI: https://doi.org/10.1037/h0047353

Andreeva T.N. Kognitivnye i lichnostnye kharakteristiki detei v mnogodetnoi sem'e: dis. kand. psikhol. nauk [Cognitive and personal traits of children in large family: Ph.D. thesis synopsis]. M, 1994. [in Russian]

Belmont L. Birth order, intellectual competence, and psychiatric status // Journal of Individual. Psychology. 1977. Vol. 33(1). P. 97–104.

Cicirelli V. Sibling constellation, creativity, IQ and academic achievement // Child Development. 1967. Vol. 38. P. 481–490. DOI: https://doi.org/10.2307/1127304

Dumitrashku T.A. Vliyanie vnutrisemeinykh faktorov na formirovanie individual'nosti [The influence of intrafamily factors on individuality development] // Voprosy psikhologii. 1991. T. 1. S. 135–142. [in Russian]

Dunn J. Sibling relationships in early childhood // Child Development. 1983. Vol. 54. P. 787–811. DOI: https://doi.org/10.2307/1129886

Dunn J., Plomin R. Separate lives: why siblings are so different. Basic Books, 1990.

Ernst C., Angst A. Birth Order: It’s Influence on Personality. New York: Springer, 1983. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-68399-2_4

Filimonenko Yu.I., Timofeev V.I. Test Vekslera. Diagnostika struktury intellekta (detskii variant). Metodicheskoe rukovodstvo [Wechsler test. Diagnostics of intelligence structure (Child version): Methodological guide]. SPb.: Imaton, 2001. [in Russian]

Kidwell J.S. Number of siblings, sibling spacing, sex, and birth order: Their effection perceived parent-adolescent relationships // Journal of Marriage and Family. 1981. Vol. 43. P. 315–333. DOI: https://doi.org/10.2307/351383

Koch L. The relation of primary mental abilities in five- and six-year-olds to sex of child and characteristics of his sibling // Child Development. 1954. Vol. 25. P. 209–223. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1954.tb04756.x

Markovskaya I.M. Trening vzaimodeistviya roditelei s det'mi [Training of parent-child interaction]. SPb.: Rech', 2006. [in Russian]

Rukovodstvo po rabote s testom: Test umstvennogo razvitiya dlya abiturientov i starsheklassnikov (ASTUR) [Test guide: Mentality test for college entrants and high school students] / Gurevich K.M. [i dr.] M.: Mezhdunarodnyi obrazovatel'nyi psikhologicheskii kolledzh, 1995. [in Russian]

Rukovodstvo po rabote s testom: Shkol'nyi test umstvennogo razvitiya (ShTUR-2) [Test guide: School Mentality test] / Gurevich K.M. [i dr.] M.: Mezhdunarodnyi obrazovatel'nyi psikhologicheskii kolledzh, 1996. [in Russian]

Zajonc R.B., Bargh J. The confluence model: Parameter estimation of six divergent data sets on family factors and intelligence // Intelligence. 1980. Vol. 4. P. 349–361. DOI: https://doi.org/10.1016/0160-2896(80)90028-8

Zajonc R.B., Markus G.B. Birth order and intellectual development // Psychological Review. 1975. Vol. 82. P. 74–88. DOI: https://doi.org/10.1037/h0076229

Опубликован

15.12.2008

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Порядок рождения и когнитивное развитие сиблингов. (2008). Психологические исследования, 1(2). https://doi.org/10.54359/ps.v1i2.1019