Различия ценностей мужчин и женщин
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.353Ключевые слова:
ценности, половые различия, опросник Шварца, родители, детиАннотация
Представлены результаты сравнения ценностей мужчин и женщин на российской выборке. Во многих исследованиях ценностей отмечается существование различий ценностных предпочтений мужчин и женщин. Мужчины склонны в большей степени отдавать предпочтение ценностям Власть, Стимуляция и Достижение, женщины – ценностям Универсализм и Благожелательность. Сравнение ценностей Безопасность, Конформность, Традиция, Гедонизм и Самостоятельность не выявило различий у мужчин и женщин. В представленном исследовании приняли участие 466 человек – 289 представителей поколения родителей (41% мужчин и 59% женщин, средний возраст 49,5 лет) и 177 представителей поколения детей (40% мужчин, 60% женщин, средний возраст 23,3 года). Для оценки ценностей использовалась методика «Портретный ценностный опросник» Шварца. На российской выборке были получены различия в иерархии ценностей мужчин и женщин в зависимости от возраста. Женщины из поколения родителей на первое место ставили ценность Безопасность, мужчины из поколения родителей на первое место ставили Благожелательность. Юноши и девушки из поколения детей на первое место ставили ценность Самостоятельность. При сравнении ценностей мужчин и женщин старшего поколения было выявлено следующее: у женщин выше показатели ценностей Безопасности и Универсализма (ценности второго уровня) и ценностей Сохранения и Заботы о людях и природе (ценности третьего уровня), у мужчин выше уровень ценности Риск-новизна. На выборке детей получено существенно меньше значимых различий. Юноши и девушки отличаются только по оценке ценности Безопасность – у девушек этот показатель выше. Различий по ценностям третьего уровня у юношей и девушек обнаружено не было.
Скачивания
Библиографические ссылки
Beutel A.M., Marini M.M. Gender and values. American Sociological Review, 2005, Vol. 60, 436–448. DOI: https://doi.org/10.2307/2096423
Brody L.R., Hall J.A. Gender, emotion, and expression. In: M. Lewis, J.M. Haviland (Eds.), Handbook of emotions. New York, NY: Guilford Press, 2000. pp. 338–349.
Byrnes J.P., Miller D.C., Schafer W.D. Gender differences in risk taking: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 1999, 125(3), 367–383. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.3.367
Costa P.T., Terracciano A., McCrae R.R. Gender differences in personality traits across cultures: Robust and surprising findings. Journal of Personality and Social Psychology, 2001, 81(2), 322–331. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.2.322
Dietz T., Kalof L., Stern P.C. Gender, Values, and Environmentalism. Social Science Quarterly, 2002, 83(1), 353–364. DOI: https://doi.org/10.1111/1540-6237.00088
Feather N.T. Values in education and society. New York, NY: Free Press, 1975.
Fiengold A. Gender differences in Personality: A Meta-Analysis. Psychological Bulletin, 1994, 116(3), 429–456. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.116.3.429
Inglehart R., Welzel C. Changing mass priorities: The link between modernization and democracy. Reflections, 2010, 8(2), 551–567. DOI: https://doi.org/10.1017/S1537592710001258
Lynn R., Martin T. Gender differences in extraversion, neuroticism, and psychoticism in 37 countries. Journal of Social Psychology, 1997, 137(3), 369–373. DOI: https://doi.org/10.1080/00224549709595447
Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford, CA: Stanford University Press, 1974. DOI: https://doi.org/10.1515/9781503620780
Magun V., Rudnev M. Journal of Public Opinion, 2008, 1(93), 33-58. (in Russian)
Prince-Gibson E., Schwartz S.H. Value Priorities and Gender. Social Psychology Quarterly, 1998, 61(1), 49–67. DOI: https://doi.org/10.2307/2787057
Rokeach M. The nature of human values. New York, NY: Free Press, 1973.
Rokeach М., Ball-Rokeach S.J. Stability and change in American value priorities, 1968–1981. American Psychologist, 1989, 44(5), 775–784. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.5.775
Rzhanova I.E., Alekseeva O.S. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(45), 10. http://psystudy.ru (in Russian)
Schmitt D.P., Realo A., Voracek M., Allik J. Why can’t a man be more like a woman? Sex differences in Big Five personality traits across 55 cultures. Journal of Personality and Social Psychology, 2008, 94(1), 168–182. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.94.1.168
Schwartz S.H. A theory of cultural value orientations: Explication and applications. Comparative Sociology, 2006, 5(2), 136–182. DOI: https://doi.org/10.1163/156913306778667357
Schwartz S.H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations. In: R. Jowell (Ed.), Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey. London: Sage, 2007. pp. 169–203. DOI: https://doi.org/10.4135/9781849209458.n9
Schwartz S.H., BilskyW. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 58(5), 878–891. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.5.878
Schwartz S.H., Rubel T. Sex differences in value priorities: Cross-cultural and multi-method studies. Journal of Personality and Social Psychology, 2005, 89(6), 1010–1028. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.89.6.1010
Schwartz S.H., Rubel-Lifschitz T. Cross-National Variation in the Size of Sex Differences in Values: Effects of Gender Equality. Journal of Personality and Social Psychology, 2009, 97(1), 171–185. DOI: https://doi.org/10.1037/a0015546
Tulviste T., Konstabel K., Tulviste P. Stability and change in value consensus of ethnic Estonians and Russian-speaking minority. International Journal of Intercultural Relations, 2014, Vol. 39, 93–102. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2013.10.003