Связь между депрессивным настроением людей и медитативной практикой
DOI:
https://doi.org/10.54359/9nqcy363Ключевые слова:
депрессивность, депрессивное настроение, шкала депрессии Цунга, стресс, медитации, медитативные практикиАннотация
Работа направлена на изучение связи между занятиями медитацией и выраженностью депрессивного настроения у людей. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке респондентов (N = 347), которые практикуют медитацию (168 чел.) и не занимаются ей (179 чел.). Средний возраст респондентов составляет 32 года (sd = 12,1). Для оценки выраженности депрессивности использовалась методика «Шкала депрессии Цунга» (Zung Self-Rating Depression Scale) в адаптации Т. Балашовой. Авторская анкета содержала вопросы, касающиеся особенностей занятий (характеристик) медитативными практиками. С помощью нее получилось оценить частоту, продолжительность, форму этих занятий, а также убежденность людей относительно положительного воздействия медитации на их здоровье и способность преодолевать стрессовые ситуации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что депрессивное настроение связано с частотой занятий медитацией, а также с оценкой людей своей способности справляться со стрессом. Связь с продолжительностью и формой занятий медитативными практиками, а также с убежденностью в их положительном влиянии на здоровье и самочувствие не обнаружена. Результаты расширяют понимание связи психологического состояния человека и медитации, указывают на более сложный механизм влияния медитации на психику человека.
Скачивания
Библиографические ссылки
Baer R.A. Mindfulness training as a clinical intervention: A conceptual and empirical review. Clinical Psychology: Science and Practice, 2003, 10(2), 125–143. DOI:10.1093/clipsy.bpg015
Basso C.J., McHale A., Ende V., Oberlin D.J, Suzuki W. A Brief, daily meditation enhances atten-tion, memory, mood, and emotional regulation in non-experienced meditators. Behavioural Brain Research, 2019, 356, 208–220. DOI:10.1016/j.bbr.2018.08.023
Breedvelt J., Amanvermez Y., Harrer M., Karyotaki E. Gilbody S., Bockting C.L.H., Cuijpers P., Pim Cuijpers, Ebert D.D. The effects of meditation, yoga, and mindfulness on depression, anxiety, and stress in tertiary education students: A meta-analysis. Frontiers in Psychiatry, 2019, No. 10, 193. DOI:10.3389/fpsyt.2019.00193
Brown K.W., Ryan R.M. The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 2003, 84(4), 822–848. DOI:10.1037/0022–3514.84.4.822
Fu Y., Song Y., Li Y., Sanchez-Vidana D.I., Zhang J.J. The effect of mindfulness meditation on depressive symptoms during the COVID-19 pandemic: a systematic review and meta-analysis. Scientific Reports, 2024, 14(1), 20189. DOI:10.1038/s41598-024-71213-9
Hariri S., Morales D., Collins T.W., Nadybal S., Trego S. Online guided meditation training (Isha Kriya) improves self-reported symptoms of anxiety and depression within 2 weeks of practice – An observational study. Front. Psychiatry, 2024, 13. DOI:10.3389/fpsyt.2022.944973
Hayes S.C.W., Kelly G. Mindfulness: Method and process. Clinical Psychology: Science and Prac-tice, 2003, 10(2), 161–165. DOI:10.1093/clipsy.bpg018
Jamil A., Gutlapalli S.D., Ali M., Oble M.J.P., Sonia S.N., George S., Shahi S.R., Ali Z., Abaza A., Mohammed L. Meditation and its mental and physical health benefits in 2023. Cureus, 2023, 15(6), e40650. DOI:10.7759/cureus.40650
Javaid S., Hashim I.J., Hashim M.J., Stip E., Samad M.A., Ahbabi A.A. Epidemiology of anxiety disorders: global burden and sociodemographic associations. Middle East Current Psychiatry, 2023, 30(44). DOI:10.1186/s43045-023-00315-3
Klimecki O., Marchant N.L., Lutz A., Géraldine P., Chételat G., Collette F. The impact of medita-tion on healthy ageing — the current state of knowledge and a roadmap to future directions. Cur-rent Opinion in Psychology, 2019, 28, 223–228. DOI:10.1016/j.copsyc.2019.01.006
Lederer A., Middlestadt S. Beliefs about meditating among university students, faculty, and staff: A theory-based salient belief elicitation. Journal of American College Health, 2014, 62(6), 360–369. DOI:10.1080/07448481.2014.907296
Matiz A., Fabbro F., Crescentini C. Single vs. Group mindfulness meditation: Effects on personal-ity, religiousness/spirituality, and mindfulness skills. Mindfulness, 2018, 9(3), 1236–1244. DOI: 10.1007/s12671-017-0865-0
Narkevich A.V. Psychophysiological components of meditative practices. Human factor: Social psychologist, 2020, 1(39), 386–392.
Olendzki A. Mindfulness and meditation. Clinical handbook of mindfulness New York: Springer, 2009, 37–44. DOI:10.1007/978-0-387-09593-6_3
Riordan K.M. Simonsson O., Frye C., Vack N.J., Sachs J., Fitch D., Goldman R.I., Chiang E.S., Dahl C.J., Davidson R.J., Goldberg S.B. How often should I meditate? A randomized trial examin-ing the role of meditation frequency when total amount of meditation is held constant. Journal of Counseling Psychology, 2024, 71(2), 104–114. DOI:10.1037/cou0000725
Saeed A., Cunningham K., Bloch R. Depression and anxiety disorders: Benefits of exercise, yoga, and meditation. American Family Physician, 2019, 99(10), 620–627.
Salsman N.L., Linehan M.M. Dialectical-behavioral therapy for borderline personality disorder. Primary Psychiatry, 2006, 13(5), 51–58.
Schein E.H. Career anchors revisited: Implications for career development in the 21st century. Academy of management perspectives, 1996, 10(4), 80–88.
Schreiner I., Malcolm J.P. The benefits of mindfulness meditation: changes in emotional states of depression, anxiety, and stress. Behaviour Change, 2008, 25(3), 156–168. DOI:10.1375/bech.25.3.156
Sharma K., Phattongma W., Thepa P., Patnaik S., Chi H., Wu W. An Effective Meditation Practice for Positive Changes in Human Resources. Journal for ReAttach Therapy and Developmental Di-versities, 2023, 6(3), 1077–1087. DOI:10.53555/jrtdd.v6i3s.1605
Solovyova V.A. Meditative practices: analysis of opportunities and risks for students. Pedagogi-cal, communicative and informational aspects of physician training: [monograph]; Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky. Saratov: Saratov state medical university, 2022, 53–69.
Takhdat K., Rebahi H., Rooney D.M., Babram M.A., Benali A., Touzani S., Lamtali S., Adib A. The impact of brief mindfulness meditation on anxiety, cognitive load, and teamwork in emergen-cy simulation training: A randomized controlled trial. Nurse Education Today, 2024, 132, 106005. DOI:10.1016/j.nedt.2023.106005
Upchurch D., Johnson P. Gender differences in prevalence, patterns, purposes, and perceived ben-efits of meditation practices in the United States. J Womens Health (Larchmt), 2019, 28(2), 135–142. DOI:10.1089/jwh.2018.7178
Valentini M., Rashi E. Yoga and meditation benefits in developmental age: at school, to relax the body and mind. Lubelski rocznik pedagogiczny, 2023, 42(2), 181–193. DOI:10.17951/lrp.2023.42.2.181-193
Yazdany A., Ara J. Psychological dynamics among bankers in bangladesh: Exploring the interrela-tionship of self-esteem, cognitive distortion, and depression. Annals of Psychiatric Research, 2024, 2(1), 28–35.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.