Связь между депрессивным настроением людей и медитативной практикой

Авторы

  • Валентина Соловьева Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия
  • Евгений Князев Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия
  • Анастасия Бурдонова Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/9nqcy363

Ключевые слова:

депрессивность, депрессивное настроение, шкала депрессии Цунга, стресс, медитации, медитативные практики

Аннотация

Работа направлена на изучение связи между занятиями медитацией и выраженностью депрессивного настроения у людей. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке респондентов (N = 347), которые практикуют медитацию (168 чел.) и не занимаются ей (179 чел.). Средний возраст респондентов составляет 32 года (sd = 12,1). Для оценки выраженности депрессивности использовалась методика «Шкала депрессии Цунга» (Zung Self-Rating Depression Scale) в адаптации Т. Балашовой. Авторская анкета содержала вопросы, касающиеся особенностей занятий (характеристик) медитативными практиками. С помощью нее получилось оценить частоту, продолжительность, форму этих занятий, а также убежденность людей относительно положительного воздействия медитации на их здоровье и способность преодолевать стрессовые ситуации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что депрессивное настроение связано с частотой занятий медитацией, а также с оценкой людей своей способности справляться со стрессом. Связь с продолжительностью и формой занятий медитативными практиками, а также с убежденностью в их положительном влиянии на здоровье и самочувствие не обнаружена. Результаты расширяют понимание связи психологического состояния человека и медитации, указывают на более сложный механизм влияния медитации на психику человека.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Валентина Соловьева , Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия

    Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, институт общественного здоровья, здравоохранения и гуманитарных проблем медицины, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, ул. Большая Казачья, д. 112, 410012 Саратов, Россия; доцент кафедры материаловедения, технологии и управления качеством, институт физики, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, ул. Астраханская, д. 88, 410012 Саратов, Россия.

  • Евгений Князев , Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия

    Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, институт общественного здоровья, здравоохранения и гуманитарных проблем медицины, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, ул. Большая Казачья, д. 112, 410012 Саратов, Россия;  старший научный сотрудник кафедры социальной психологии образования и развития, педагогический институт, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, ул. Астраханская, д. 88, 410012 Саратов, Россия.

  • Анастасия Бурдонова, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия

    Студент, институт общественного здоровья, здравоохранения и гуманитарных проблем медицины, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, ул. Большая Казачья, д. 112, 410012 Саратов, Россия.

Библиографические ссылки

Baer R.A. Mindfulness training as a clinical intervention: A conceptual and empirical review. Clinical Psychology: Science and Practice, 2003, 10(2), 125–143. DOI:10.1093/clipsy.bpg015

Basso C.J., McHale A., Ende V., Oberlin D.J, Suzuki W. A Brief, daily meditation enhances atten-tion, memory, mood, and emotional regulation in non-experienced meditators. Behavioural Brain Research, 2019, 356, 208–220. DOI:10.1016/j.bbr.2018.08.023

Breedvelt J., Amanvermez Y., Harrer M., Karyotaki E. Gilbody S., Bockting C.L.H., Cuijpers P., Pim Cuijpers, Ebert D.D. The effects of meditation, yoga, and mindfulness on depression, anxiety, and stress in tertiary education students: A meta-analysis. Frontiers in Psychiatry, 2019, No. 10, 193. DOI:10.3389/fpsyt.2019.00193

Brown K.W., Ryan R.M. The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 2003, 84(4), 822–848. DOI:10.1037/0022–3514.84.4.822

Fu Y., Song Y., Li Y., Sanchez-Vidana D.I., Zhang J.J. The effect of mindfulness meditation on depressive symptoms during the COVID-19 pandemic: a systematic review and meta-analysis. Scientific Reports, 2024, 14(1), 20189. DOI:10.1038/s41598-024-71213-9

Hariri S., Morales D., Collins T.W., Nadybal S., Trego S. Online guided meditation training (Isha Kriya) improves self-reported symptoms of anxiety and depression within 2 weeks of practice – An observational study. Front. Psychiatry, 2024, 13. DOI:10.3389/fpsyt.2022.944973

Hayes S.C.W., Kelly G. Mindfulness: Method and process. Clinical Psychology: Science and Prac-tice, 2003, 10(2), 161–165. DOI:10.1093/clipsy.bpg018

Jamil A., Gutlapalli S.D., Ali M., Oble M.J.P., Sonia S.N., George S., Shahi S.R., Ali Z., Abaza A., Mohammed L. Meditation and its mental and physical health benefits in 2023. Cureus, 2023, 15(6), e40650. DOI:10.7759/cureus.40650

Javaid S., Hashim I.J., Hashim M.J., Stip E., Samad M.A., Ahbabi A.A. Epidemiology of anxiety disorders: global burden and sociodemographic associations. Middle East Current Psychiatry, 2023, 30(44). DOI:10.1186/s43045-023-00315-3

Klimecki O., Marchant N.L., Lutz A., Géraldine P., Chételat G., Collette F. The impact of medita-tion on healthy ageing — the current state of knowledge and a roadmap to future directions. Cur-rent Opinion in Psychology, 2019, 28, 223–228. DOI:10.1016/j.copsyc.2019.01.006

Lederer A., Middlestadt S. Beliefs about meditating among university students, faculty, and staff: A theory-based salient belief elicitation. Journal of American College Health, 2014, 62(6), 360–369. DOI:10.1080/07448481.2014.907296

Matiz A., Fabbro F., Crescentini C. Single vs. Group mindfulness meditation: Effects on personal-ity, religiousness/spirituality, and mindfulness skills. Mindfulness, 2018, 9(3), 1236–1244. DOI: 10.1007/s12671-017-0865-0

Narkevich A.V. Psychophysiological components of meditative practices. Human factor: Social psychologist, 2020, 1(39), 386–392.

Olendzki A. Mindfulness and meditation. Clinical handbook of mindfulness New York: Springer, 2009, 37–44. DOI:10.1007/978-0-387-09593-6_3

Riordan K.M. Simonsson O., Frye C., Vack N.J., Sachs J., Fitch D., Goldman R.I., Chiang E.S., Dahl C.J., Davidson R.J., Goldberg S.B. How often should I meditate? A randomized trial examin-ing the role of meditation frequency when total amount of meditation is held constant. Journal of Counseling Psychology, 2024, 71(2), 104–114. DOI:10.1037/cou0000725

Saeed A., Cunningham K., Bloch R. Depression and anxiety disorders: Benefits of exercise, yoga, and meditation. American Family Physician, 2019, 99(10), 620–627.

Salsman N.L., Linehan M.M. Dialectical-behavioral therapy for borderline personality disorder. Primary Psychiatry, 2006, 13(5), 51–58.

Schein E.H. Career anchors revisited: Implications for career development in the 21st century. Academy of management perspectives, 1996, 10(4), 80–88.

Schreiner I., Malcolm J.P. The benefits of mindfulness meditation: changes in emotional states of depression, anxiety, and stress. Behaviour Change, 2008, 25(3), 156–168. DOI:10.1375/bech.25.3.156

Sharma K., Phattongma W., Thepa P., Patnaik S., Chi H., Wu W. An Effective Meditation Practice for Positive Changes in Human Resources. Journal for ReAttach Therapy and Developmental Di-versities, 2023, 6(3), 1077–1087. DOI:10.53555/jrtdd.v6i3s.1605

Solovyova V.A. Meditative practices: analysis of opportunities and risks for students. Pedagogi-cal, communicative and informational aspects of physician training: [monograph]; Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky. Saratov: Saratov state medical university, 2022, 53–69.

Takhdat K., Rebahi H., Rooney D.M., Babram M.A., Benali A., Touzani S., Lamtali S., Adib A. The impact of brief mindfulness meditation on anxiety, cognitive load, and teamwork in emergen-cy simulation training: A randomized controlled trial. Nurse Education Today, 2024, 132, 106005. DOI:10.1016/j.nedt.2023.106005

Upchurch D., Johnson P. Gender differences in prevalence, patterns, purposes, and perceived ben-efits of meditation practices in the United States. J Womens Health (Larchmt), 2019, 28(2), 135–142. DOI:10.1089/jwh.2018.7178

Valentini M., Rashi E. Yoga and meditation benefits in developmental age: at school, to relax the body and mind. Lubelski rocznik pedagogiczny, 2023, 42(2), 181–193. DOI:10.17951/lrp.2023.42.2.181-193

Yazdany A., Ara J. Psychological dynamics among bankers in bangladesh: Exploring the interrela-tionship of self-esteem, cognitive distortion, and depression. Annals of Psychiatric Research, 2024, 2(1), 28–35.

Опубликован

26.06.2025

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Как цитировать

Соловьева , В., Князев , Е., & Бурдонова, А. (2025). Связь между депрессивным настроением людей и медитативной практикой. Психологические исследования, 18(99), 7. https://doi.org/10.54359/9nqcy363