Ценностные предпочтения двух поколений
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.275Ключевые слова:
ценности, выбор ценностей, родители, детиАннотация
Представлены результаты исследования, целью которого было сравнение иерархии ценностей двух поколений: родителей и детей. Всего выборку составили 468 человек, 290 из которых – представители старшего поколения (средний возраст – 49,5 лет, 59% женщин); 178 человек – их дети (средний возраст – 23,3 года, 60% женщин). Респондентам предлагался список из 16 ценностей (хорошее образование, интересная работа, высокие доходы, счастливый брак, верные друзья, внешняя привлекательность, власть, свобода, известность и т. д.). Из этого списка необходимо было выбрать сначала семь, а затем три наиболее значимые характеристики. Далее проводился подсчет процента респондентов, выбравших определенную ценность как важную, и определение ранга ценности в каждой из выборок. Для статистической обработки результатов использовался критерий углового преобразования Фишера. Было получено, что первые и последние ранговые места в выборке детей и родителей занимают одинаковые ценности. Самыми важными как для старшего, так и для младшего поколения являются такие ценности, как «счастливый брак» и «верные друзья», наименее значимым ценностями стали «власть», «известность» и «популярность среди сверстников». Различия наблюдаются при сравнении частотности выбора той или иной ценности. Так, например, для родителей ценность «счастливый брак» является более значимой, чем для детей, – эту характеристику родители выбирают значимо чаще, чем дети. Схожая ситуация наблюдается и для характеристик с низким рангом: «власть», «известность» и «популярность» статистически более значимы для детей, чем для родителей.
Скачивания
Библиографические ссылки
Alekseeva O.S., Parshikova O.V., Rzhanova I.E., Chertkova Yu.D. In: G.A. Vaizer, N.V. Kiselnikova, T.A. Popova (Eds.), Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: elektronnyi sbornik materialov XXI simpoziuma [Psychological problems of meaning of life and acme: collection of materials of XXI symposium]. M.: Psikhologicheskii institut RAO, 2016.pp. 184–187. (in Russian)
Barni D., Ranieri S., Scabini E. Value similarity among grandparents, parents, and adolescent children: Unique or stereotypical? Family Science, 2012, 3(1), 46–54. doi:10.1080/19424620.2011.671499 DOI: https://doi.org/10.1080/19424620.2011.671499
Demir K., Kok A. Students’ Families and Family Values. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2012, Vol. 47, 501–506. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.688
Dubovskaya E.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 7. http://psystudy.ru (in Russian)
Guseltseva M.S. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(54), 5. http://psystudy.ru (in Russian)
Karandashev V.N. Voprosy Psikhologii, 2009, No. 1, 81–96. (in Russian)
Korzh E.V., Shchanina N.V. Obshchestvennye nauki. Sotsiologiya, 2016, 1(37), 143–152. (in Russian)
Lönnqvist J.-E., Leikas S., Verkasalo M. Value change in men and women entering parenthood: New mothers' value priorities shift towards Conservation values. Personality and Individual Differences, 2018, Vol. 120, 47–51. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.08.019
Moskvicheva N., Bordovskaia N., Dudchenkoa Z., Borisova E. Relationship between adolescents' and parents' life values and attitudes toward future profession. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2016, Vol. 217, 160–168. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.052
Podolskii A.I., Idobaeva O.A. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2016, No. 2(22). http://npsyj.ru (in Russian)
Podolskii D.A. Obrazovanie lichnosti, 2012, No. 2, 51–57. (in Russian)
Roest A.M.C., Dubas J.S., Gerris J.R.M., Engels R.C.M.E. Value Similarities Among Fathers, Mothers, and Adolescents and the Role of a Cultural Stereotype: Different Measurement Strategies Reconsidered. Journal of Research on Adolescence, 2009, 19(4), 812–833. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1532-7795.2009.00621.x
Schwartz S.H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations. In: European Social Survey, 2003. Ch. 7, pp. 259–319. https://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_questionnaire/ESS_core_questionnaire_human_values.pdf
Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-Cultural Replications. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 58(5), 878–889. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.5.878