Психология повседневности: методология, история, перспективы
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.397Аннотация
Современная познавательная ситуация в психологии отличается ожиданием глобальных трансформаций, все более пристальным вглядыванием в современность и предвосхищением подходов, ряд из которых можно обозначить как психологию повседневности. В этой области психологическая наука стремится, с одной стороны, ответить на новые вызовы, на ходу перестраивая и изобретая исследовательские стратегии, а с другой – использовать наработанные методы антропологических наук, чтобы отыскать человека, потерянного за изучением отдельных психических процессов, функций и ведущих деятельностей. Психология повседневности претендует на историческую жизнь человека и его целостность. Она изучает субъективные репрезентации его жизненного мира как в современности, так и в ту или иную культурно-историческую эпоху. В данной статье психология повседневности обсуждается в качестве особого исследовательского направления, а ее становление рассматривается в общей связи с эволюцией социогуманитарных наук. Повседневность изначально являлась предметом мультидисциплинарного исследования. Идеология и методология изучения повседневности складывались здесь как общенаучная парадигма социогуманитарного знания, которая проявляла свою специфику в разных исследовательских областях. Тем самым на протяжении ХХ в. возникали антропология повседневности, история повседневности, социология повседневности, семиотика повседневности и т.п. Аналогичная тенденция возрастания интереса к повседневной жизни человека имела место также в литературоведении и в искусствознании, что отчасти было связано с духом постмодернизма, демократизировавшим познание и смешивающим разные жанры, высокое и низкое, сакральное и профанное. Утверждается, что психология повседневности имеет два аналитических ракурса рождения: во-первых, такие подходы уже появлялись в истории психологии, но под иными названиями; во-вторых, ее современная актуализация отвечает не только вызовам настоящего времени, но и общей логике развития социогуманитарных наук, гуманизирующей общество и раскрывающей значимость повседневности человека.