Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах

English version: Izotova E.I., Maksimova E.B. Psychological and physiological aspects of the study of emotional intelligence in adolescence and adulthood
Психологический институт РАО, Москва, Россия

Сведения об авторах
Литература
Ссылка для цитирования


Представлены результаты исследований эмоционального интеллекта в целом и его отдельных компонент у подростков и юношей различными инструментальными средствами, включая аппаратные. Было показано, что составляющие (шкалы) эмоционального интеллекта имеют разный удельный вес в его общей структуре (N = 156), что значения интегрированного эмоционального интеллекта отдельных социальных групп чувствительны к современной ситуации развития общества, в частности его подростковая страта (n = 80). Определены две шкалы эмоционального интеллекта, демонстрирующие подвижность в различных возрастных подвыборках – способность управления эмоциями и самомотивация (n = 60), а также проиллюстрированы результаты пилотажного исследования внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта на подростковой выборке с использованием аппаратной диагностики изменения функционального состояния под влиянием эмоциогенного стимула (n = 16).

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, эмоциональная осведомленность, управление эмоциями и самомотивация, восприятие и понимание эмоций, функциональные состояния, вегетативные типы индивидуального реагирования

Исследовательский потенциал моделей эмоционального интеллекта

Общую позицию к пониманию проблемы эмоционального интеллекта, независимо от концептуального наполнения, выразил А.А.Бодалев, который наделял определенных людей некой социальной одаренностью. С его точки зрения, она являет собой некое объединение эмоциональных, интеллектуальных и коммуникативных способностей, определяющее психологическую основу успешности коммуникации с окружающими [Бодалев, 2012].

В ходе эволюции психологического знания идеи о продуктивном взаимодействии когнитивных и эмоциональных процессов, связи когниций и эмоций находит свое отражение в ряде отечественных и зарубежных исследований. Были высказаны предположения о существовании «когнитивного кольца», которое объединяет суждения и настроения. Имеется в виду, что негативные или позитивные эмоции приводят к активизации отрицательных и положительных мыслей и наоборот, то есть мысли и эмоции закольцовываются [Андреева, 2008].

Наш эмпирический интерес к физиологическим, а конкретно вегетативным индикаторам эмоциональной реактивности пересекается с когнитивной концепцией Р.Лазаруса, основной идеей которой является познавательная детерминация эмоций. В данной концепции особо интересными для нас являются следующие два положения, раскрывающие сущность когнитивного опосредствования.

1. Любая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, – это функция некого рода оценки либо познания.
2. Эмоциональный ответ – это некий синдром, каждый из компонентов которого отражает значимый момент в общей реакции.

Согласно позиции автора, схема появления эмоции пошагово выстраивается в следующей последовательности: восприятие – первичная оценка – исследовательская активность – (личное значение действий в оцениваемой ситуации) – вторичная оценка – тенденция к действию – возникновение эмоции как проявление тенденции в переживании, а также физиологических изменениях и моторных реакциях [Лазарус, 1970].

Следовательно, изменение функционального состояния человека (времени и амплитуды реакций) в процессе решения интеллектуальной задачи, имеющей эмоциональное содержание, может являться критерием индивидуального эмоционального реагирования. Можно предположить при этом, что отдельные задачи будут сопровождаться различными вегетативными изменениями, в зависимости от интеллектуального потенциала человека (ЕИ). Так мы выходим на принцип неравномерного распределения значений шкал эмоционального интеллекта.

То есть интегральное значение эмоционального интеллекта предполагает множество вариантов и комбинаций соотношения способностей к обработке, интерпретации и применению эмоциональной информации, что инициирует расширение инструментария для изучения парциальных компонент ЭИ и их иерархизации.

В качестве научно-теоретического обоснования поставленной нами проблемы мы обратились к актуальным в современном психологическом пространстве моделям эмоционального интеллекта: смешанная модель Д.Гоулмана, концепция Д.В.Люсина, а также модель, основанная на совокупности способностей П.Сэловея и Дж.Мэйера. Модель способностей делает акцент на взаимодействие эмоций с мышлением, а смешанные модели рассматривают различные способности (когнитивные, коммуникативные, личностные) как единое целое, направляющее социальную деятельность субъекта.

Причиной нашего обращения к этим трем принципиально разным моделям ЭИ являлось наличие в их структуре составляющих компонент, в некоторых случаях совершенно неконгруэнтных, но при этом отражающих способности человека получать, перерабатывать и использовать во взаимодействии эмоциональную информацию. При этом некоторые компоненты характеризуют еще и регуляцию собственных эмоциональных состояний как произвольный эмоциональный ответ на социальное воздействие.

Cмешанная модель эмоционального интеллекта Д.Гоулмана существенно отличается от моделей, основанных на совокупности ментальных способностей. Он был убежден, что в ряд способностей, составляющих эмоциональный интеллект, должны быть включены также персональные категории (самообладание, рвение, постоянство и пр.) [Гоулман, 2005, 2008].

По этой причине Д.Гоулман создал смешанную модель эмоционального интеллекта, дифференцированную на пять областей: знание эмоций, руководство эмоциями, самомотивация, распознавание эмоций Других, управление отношениями с Другими. В свою очередь, каждая из данных областей подразумевает развитие определенных навыков. Так, знание эмоций включает распознавание и мониторинг чувств; управление эмоциями, чувствами – как способность успокоиться, нивелировать беспричинное беспокойство или раздражительность; самомотивация подразумевает использование эмоции для достижения цели, отсроченное проявление радости, подавление импульсивности, способность быть в «общем потоке»; распознавание эмоций других требует эмпатического понимания, полноценного взаимодействия с другими; управление отношениями с Другими – навыка управления эмоциями других [Сергиенко, Ветрова, 2010].

С его точки зрения, базовым компонентом эмоционального интеллекта является эмпатия, определяющая восприятие людьми друг друга, а также успешность межличностного общения. Выделенные Д.Гоулманом качества, необходимые для социальной успешности (доброжелательность, тактичность, умение быстро оценить ситуацию), требуют эмпатийного понимания, которое он рассматривает как врожденное качество. Отсюда, в качестве доминирующей компоненты ЭИ он видит выраженную эмпатийную способность, в отличие от перцептивных доминант других концепций и моделей.

Авторство следующей рассматриваемой нами модели ЭИ принадлежит отечественному исследователю Д.В.Люсину, который определяет эмоциональный интеллект как способность к пониманию эмоций и управлению ими [Люсин, 2004]. При этом способность к пониманию и управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей.

В русле данной модели способность к пониманию эмоций означает умение идентифицировать (распознавать) эмоции у себя или другого человека, то есть устанавливать, какую эмоцию испытывает другой человек или он сам, и, как результат, найти для нее словесное выражение. Помимо этого, способность идентификации эмоций включает и понимание причины, вызвавшей данную эмоцию, и последствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек способен контролировать внешнее выражение эмоций, интенсивность эмоций и при необходимости может вызвать определенную эмоцию [Люсин, 2004].

В более поздних исследованиях Д.В.Люсина совместно с А.С.Степановой и О.О.Марютиной концепция эмоционального интеллекта была расширена и дополнена следующими компонентами: когнитивные способности как точность и скорость обработки эмоциональной информации, представление об эмоциях как об источнике информации о себе и о других людях, включение характеристики эмоциональной устойчивости, эмоциональной чувствительности, которая понимается под термином «эмоциональность» [Люсин, Ушаков, 2009].

Исходя из разной направленности интеллектуальных действий, Д.В.Люсин дифференцирует эмоциональный интеллект на внутриличностный и межличностный как ориентированный на себя и на другого человека. В этом случае становится очевидна связь модели Д.В.Люсина с моделью социального интеллекта Г.Гарднера, который рассматривал эмоциональный интеллект как личностную компоненту социального интеллекта с теми же позициями деления, основанными на знаниях о себе и о других (интраперсональный интеллект в первом случае и интерперсональный – во втором).

Подтверждая тенденцию интеграции эмоционального интеллекта в структуру социального, авторы одной из самых популярных моделей эмоционального интеллекта американские психологи П.Сэловей и Дж.Мэйер рассматривают его как «часть социального интеллекта, которая включает способность контролировать собственные чувства, эмоции и чувства и эмоции других, различать их и использовать эту информацию, чтобы контролировать мышление и действия» [Сергиенко, Ветрова, 2010, с. 12].

Согласно обновленной версии концепции Д.Мэйера и П.Сэловея эмоциональный интеллект включает в себя ряд способностей:

– оценка, восприятие и выражение эмоций (процесс идентификации эмоций);
– анализ и понимание эмоций;
– использование эмоций с целью повышения эффективности деятельности и мышления;
– сознательное управление эмоциями с целью личностного роста, а также улучшения межличностных отношений.

Как мы можем заметить, в новой модели появился компонент, связанный с личностным ростом и межличностными отношениями. В связи с этим авторское определение ЭИ было обновлено за счет введения новых способностей – определение значения эмоций, их связей друг с другом, а также использование информации, которая содержится в эмоциях, как основы мышления и принятия решений [Сергиенко, Ветрова, 2010, с. 32].

Эмпирическое исследование

Цель исследования: определить наиболее активные шкалы эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах в соответствии с различными моделями ЭИ, выявить акценты оперирования эмоциональной информацией представителями различных социальных групп, включая субкультурные объединения, а также проиллюстрировать возможности психофизиологического исследовательского инструментария на примере аппаратно-программного комплекса «Дианел 11 S-iON».

Методы

Выборка

В исследовании особенностей эмоционального интеллекта у представителей субкультурного объединения «хипстеры» принимали участие подростки в количестве 40 человек в возрасте от 13 до 17 лет, из них 22 девочки и 18 мальчиков (http://vk.com/clubhipsters) (n = 40).

Подростки в количестве 40 человек, не входящие в молодежные субкультуры, учащиеся 6– 10-х классов ГОУ СОШ No. 518 ЦАО г. Москвы (7 девочек и 5 мальчиков) и МАОУ СОШ No. 19 г. Мытищи (13 девочек и 15 мальчиков) (n = 40).

В исследовании особенностей эмоционального интеллекта юношей и девушек, активных пользователей социальной сети «ВКонтакте», принимали участие 60 человек от 18 до 23 лет (n = 60).

Выборку пилотажного исследования эмоционального интеллекта с использованием аппаратного метода составили 16 человек (9 мальчиков, 7 девочек) в возрасте 13–14 лет, учащиеся 8-го класса ГБОУ Школы No. 1236 г. Москвы (n = 16).

Методики

1. Методика компьютерного тестирования организма человека с помощью программного обеспечения «Дианел-ИОН» и аппаратно-программного комплекса «Дианел 11 S-iON» производства ООО «Центр информационных технологий "Нелиан"», основанная на измерении электрокожной проводимости (ЭКП) или электросопротивления кожи (ЭКС). Считается, что при активации человека под воздействием усиления импульсации в нервных окончаниях верхних слоев кожи происходит усиление интенсивности потовыделения в потовых железах. Данный процесс регистрируется в виде изменений сигнала кожно-гальванической реакции (КГР). Регистрируемая прибором кожно-гальваническая реакция при проведении психологических тестов используется в качестве дополнительного диагностического критерия, отображающего взаимосвязь психоэмоционального и нейрофизиологического статуса.

2. Опросник Д.В.Люсина «Эмоциональный интеллект» («ЭмИн»), направленный на изучение внутриличностного и межличностного, а также интегрального эмоционального интеллекта. Субшкала Межличностного ЭИ (МЭИ) включает понимание эмоций других людей и управление ими, субшкала внутриличностного ЭИ (ВЭИ) – понимание собственных эмоций и управление ими, а также дополнительно способность контролировать внешние проявления своих эмоций (контроль эмоций).

3. Тест эмоционального интеллекта Н.Холла, направленный на выявление способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Включает пять шкал, таких как «эмоциональная осведомленность», «управление эмоциями», «самомотивация», «эмпатия», «распознавание эмоций других людей».

4. Методика исследования эмоционального интеллекта (EQ) в модификации Т.Д.Марцинковской, направленная на исследование компонентов эмоционального интеллекта: восприятие выражения эмоций, понимание своих эмоций (самосознание), управление эмоциями (самоконтроль), эмпатия (понимание чужих эмоций).

Результаты и их обсуждение

Поскольку мы предположили, что отдельные социальные группы, в частности неформальные объединения молодежи, чувствительны к современной ситуации развития общества, то решили обратиться к одному из самых актуальных для подростков и юношества субкультурных объединений – хипстерам.

Термином «хипстер» обозначается современное субкультурное сообщество, членами которого являются преимущественно подростки и юноши. Сам термин образован от английского жаргонного «to be hip», в переводе означающего «быть в теме» (параллель с «хиппи»). Первоначально свое значение данный термин получил в среде ценителей джаза и достаточно долго хипстерами называли представителей особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки. В современном понимании хипстерами являются представители «обеспеченной городской молодежи, интересующейся элитарной зарубежной современной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и индироком, артхаусным кино, современной литературой и т.п.» [Гофман, 2010].

Специфика данной социальной группы позволяет предполагать, что именно эмоциональный интеллект задает социальную чувствительность и коммуникативную компетентность ее представителям. Для обоснования данного предположения мы сравнили эмоциональный интеллект членов субкультурного сообщества «хипстеры» и подростков, не входящих в субкультурные группы (см. рис. 1).



Рис. 1. Сравнение средних значений по шкалам эмоционального интеллекта в подвыборках респондентов (тест эмоционального интеллекта Н.Холла).


На рис. 1 наглядно представлены различия в значениях шкал самомотивации и управления эмоциями в двух подвыборках. Подростки, принадлежащие к группе хипстеров, демонстрируют более высокие значения по данным шкалам, что и определяет расхождения в уровне эмоционального интеллекта между ними и подростками вне субкультуры. Эмоциональная осведомленность и эмпатия в обеих подвыборках находятся в достаточно выгодной позиции и превышают средний уровень по отношению к другим шкалам, при этом уровень распознавания эмоций для всех подростков остается невысоким, хотя в группе хипстеров он несколько выше. В совокупности хипстеры демонстрируют более высокий уровень интегративного эмоционального интеллекта.

Для проверки достоверности наблюдаемых нами различий мы воспользовались t-критерием Стьюдента, поскольку распределение данных в выборках испытуемых подчиняется закону нормальности. В ходе статистического анализа нами были выявлены статистически значимые различия в группах испытуемых по таким шкалам, как «управление эмоциями» и «самомотивация». В то же время статистически значимых различий по шкалам «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», «распознавание эмоций» выявлено не было. Результаты статистического анализа различий в шкальных значениях эмоционального интеллекта представлены в таблице 1.

Таблица 1
Значение t-критерия Стьюдента при выявлении различий в шкальных значениях эмоционального интеллекта в двух подвыборках (хипстеры и подростки вне субкультурной группы)

Наименование шкалы ЭИ Средний показатель (в баллах) Значение t-критерия Стьюдента
Подростки вне субкультуры Хипстеры
Эмоциональная осведомленность 11, 2 10,9 1,63
Управление эмоциями 9,1 15,7  2,91*
Самомотивация 6,3 17  2,2**
Эмпатия 11,4 11,2 1,97
Распознавание эмоций 5,13 6,4 0,89

Примечания. * – различия на уровне статистической тенденции при p < 0,1; ** – значимость различий при p < 0,05; *** – высокая значимость различий при p < 0,01.

Полученные результаты говорят о том, что подростки, включенные в субкультуру хипстеров, имеют больше инструментальных возможностей для получения, переработки и использования эмоциональной информации. Кроме этого, они используют самомотивацию и управление эмоциями гораздо эффективнее, чем подростки вне субкультуры. В то же время эмоциональная осведомленность, эмпатия, распознавание эмоций не являются характеристиками, детерминированными принадлежностью подростка к субкультуре хипстеров. То есть достаточно низкие значения данных шкал ЭИ могут быть обусловлены возрастной спецификой подросткового возраста, их ограниченным жизненным опытом, а также высокой концентрацией на себе и своих проблемах.

В современном социальном пространстве доминируют стереотипные представления о члене субкультурного сообщества как носителя угрозы социальным нормам и правилам. Для некоторых агрессивных, протестных субкультурных групп данные представления имеют основания, но не в отношении хипстеров. Полученные нами результаты демонстрируют необходимость исключения субкультуры хипстеров из категории молодежных объединений, имеющих деструктивную направленность и негативную стратегию социализации.

Далее нами осуществлялся эмпирический поиск универсальных по динамике значений шкал эмоционального интеллекта для подростков и юношей. Предполагалось, что такими шкалами эмоционального интеллекта, демонстрирующими синхронную подвижность в различных возрастных подвыборках, могут являться способность к «управлению эмоциями» и «самомотивация».

Обоснование «самомотивации» как действительно одной из самых активных шкал эмоционального интеллекта было представлено выше, шкала «управление эмоциями» для подросткового возраста получила статус условно доминирующей в тенденции. При повышении возраста (юношеская страта) данная шкала обоснованно заняла лидирующие позиции, что подтверждает ее высокий удельный вес в общей структуре эмоционального интеллекта (см. рис. 2).



Рис. 2. Распределение средних значений по 4 шкалам эмоционального интеллекта (методика исследования эмоционального интеллекта (EQ) в модификации Т.Д.Марцинковской).


В заключение мы представляем результаты пилотажного исследования эмоционального интеллекта у подростков с применением аппаратно-программного комплекса «Дианел 11 S-iON».

Первоначально нами был зарегистрирован психофизиологический статус респондентов в состоянии покоя. Затем им предъявлялся опросник Д.В.Люсина «Эмоциональный интеллект» («ЭмИн») и параллельно регистрировались изменения функциональных состояний с обозначением временного интервала (в секундах).

Результаты изменений психофизиологического статуса респондентов представлены в таблице 2.

Таблица 2
Изменения функционального состояния респондентов в процессе прохождения ими теста «ЭмИн» (совокупность значений правого и левого канала)

Регистрируемые параметры Состояние покоя, среднее значение (в секундах и в СнП) Состояние активации,
среднее значение
(в секундах и в СнП)
Амплитуда активации 56 59
Амплитуда релаксации 57 66
Время активации 6 3
Время релаксации 11 5
Скорость активации 184 213
Скорость релаксации 207 308
Время перехода 605 766
Средний уровень сигнала 970 924
КГР-активность 4002 4935

Примечания. «СнП» обозначает силу нервных процессов. Динамика сигнала состоит из четырех фаз: активация – положительное изменение сигнала; первая переходная фаза (переключение от активации к релаксации); релаксация – отрицательное приращение сигнала; вторая переходная фаза (переход к следующей реакции). Средний уровень сигнала интерпретируется как средняя интенсивность активационных процессов. Средняя скорость релаксации обозначает интенсивность восстановительных процессов в коже. Средняя скорость активации – это «мощность» реагирования за i-ю реакцию. Кожно-гальваническая реакция (КГР) человека возникает под воздействием усиления импульсации в нервных окончаниях верхних слоев кожи, вследствие чего происходит усиление интенсивности потовыделения в потовых железах.

Как видно из табл. 2, время активации (6 с) и время релаксации (11 с) в состоянии покоя значительно больше, чем в состоянии активации. Амплитуда активации (59 СнП) и релаксации (66 СнП) больше в состоянии активации. Средний уровень сигнала больше в состоянии покоя (970 СнП), по сравнению с состоянием активации (924 СнП). Скорость активации (213 СнП/мин) и скорость релаксации (308 СнП/мин) больше в состоянии активации.

Опираясь на представленные данные, можно сделать вывод, что аппаратно-программным комплексом были зафиксированы значительные изменения психофизиологических показателей респондентов при прохождении теста «Эмоциональный интеллект» Д.В.Люсина, в частности изменения провоцируются как отдельными вопросами теста, так и их интегрированными совокупностями (субшкалы межличностного и внутриличностного ЭИ).

Распределение парциальных и совокупных значений эмоционального интеллекта представлено в таблице 3.

Таблица 3
Значения субшкал и интегрированного эмоционального интеллекта у подростков с обозначением времени их реагирования

Структура эмоционального интеллекта
(по Д.В.Люсину)
Суммарный балл Время, затраченное на ответы
(среднее, с)
Понимание чужих эмоций 16 75,37
Управление чужими эмоциями 17 68,284
Понимание своих эмоций 17 66,113
Управление своими эмоциями 13 49,936
Контроль экспрессии 12 50,362
Совокупные значения
Межличностный эмоциональный интеллект 33 143,653
Внутриличностный эмоциональный интеллект 30 (42) 160,666
Понимание эмоций 33 141,483
Управление эмоциями 42 162,836
Общий уровень эмоционального интеллекта 75 304,319

Примечания. Внутриличностный эмоциональный интеллект, согласно Д.В.Люсину, включает в себя три фактора («осознание своих эмоций», «управление своими эмоциями», «контроль экспрессии»), а межличностный эмоциональный интеллект – два фактора («интуитивное понимание чужих эмоций», «управление чужими эмоциями»), поэтому нами суммарный балл по шкале «внутриличностный эмоциональный интеллект» был условно разделен: в скобках указан балл по трем показателям, а перед скобками указан суммарный балл по двум показателям (без учета шкалы «контроль экспрессии»).

Максимальное количество баллов (17 баллов) респонденты набирают по шкалам «понимание своих эмоций» и «управление чужими эмоциями», что логично интерпретируется достаточно высокой рефлексией и идентификацией собственных переживаний в подростковом возрасте. Кроме того, способность к манипуляции эмоциональными состояниями другого человека широко проявляется и в более младших возрастах.

Минимальное количество баллов (12 баллов) подростки набирают по шкале «контроль экспрессии», что также легко объясняется снижением эмоциональной устойчивости и регуляции в данном возрасте, перепадами настроения и высокой пластичностью эмоций в контексте гормональной нестабильности.

Больше всего времени респондентами было затрачено при ответе на вопросы, связанные со шкалой «управление эмоциями» (162, 836 с), минимальные показатели временных затрат относятся к ответам респондентов по шкале «понимание эмоций» (141, 483 с). То есть ответы, раскрывающие особенности понимания эмоциональных состояний, не вызывают затруднений и латентных пауз, в отличие от самоконтроля и управления.

Для иллюстрации индивидуальных особенностей реагирования респондентов на конкретные вопросы теста «ЭмИн» Д.В.Люсина ниже представлен график изменения КГР одного из респондентов (см. рис. 3).



Рис. 3. График изменений КГР респондента, выполняющего тест «ЭмИн» Д.В.Люсина.


На графике отчетливо прослеживаются изменения КГР респондента при ответе на вопрос N 9 («Я умею улучшить настроение окружающих»), на вопрос N 15 («Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации»), на вопрос N 29 («Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса»). Очевидны как увеличение времени ответа на данные вопросы, так и «пиковые» значения КГР.

Все три вопроса характеризуют межличностный эмоциональный интеллект. Выраженное реагирование респондента на данные вопросы может быть связано как с затруднениями понимания и управления эмоциями другого человека, так и с особой значимостью для респондента успешного партнерского взаимодействия.

В результате анализа психофизиологических данных и их психологической интерпретации мы можем сделать следующие выводы.

1. Использование метода аппаратной диагностики дает возможность констатировать изменения функционального состояния человека, а также выделить эмоционально значимые для него опросные зоны. Координаты данных зон на графических профилях являются ценным интерпретационным материалом, позволяющим констатировать генерализованные реакции организма на конкретный эмоциогенный стимул.

2. Изменения функциональных состояний в процессе психологического тестирования (измерение эмоционального интеллекта) носят индивидуальный характер и позволяют определить вегетативный тип индивидуального реагирования, предполагающий активизацию симпатической или парасимпатической нервной системы. В контексте психологической интерпретации это позволит расширить представления об эмоциональном реагировании и факторах, определяющих значимость эмоциогенного стимула, а также эмотивности как индивидуальной эмоциональной характеристики личности.

Заключение

Согласно концептуальной позиции П.Сэловея и Дж.Мэйера, эмоциональный интеллект имеет разные уровни применения, то есть его операциональное использование существенно расширяется в соответствии с развитием эмоциональных, когнитивных и перцептивных способностей личности в онтогенезе. Каждый из уровней предполагает базовую сформированность необходимых способностей для реализации задач развития и социализации.

Так, для полноценного запуска эмоционального интеллекта на первом уровне необходимы способность к обобщению своего эмоционального опыта и генерализации эмоциональных переживаний. Второй уровень предполагает активизацию умственного процесса сравнения эмоций разных модальностей и валентностей между собой и с когнитивными феноменами (понятиями и представлениями) для их идентификации. Третий уровень подключает способность к пониманию и рассуждению об эмоциях, что связано с расширением представлений об эмоциональной сфере человека и эмоционального опыта, в частности опыта социальных переживаний. На четвертом уровне достигается способность к управлению собственными эмоциями и эмоциями других, что подразумевает также произвольную регуляцию экспрессии.

Применительно к результатам нашего исследования становится очевидным, что первый и второй уровни использования эмоционального интеллекта достаточно легко даются подросткам, так как необходимые для этого перцептивные и ментальные способности, уже сформировавшись, позволяют это сделать. Оперирование эмоциональной информацией на третьем уровне вызывают некоторые затруднения, особенно что касается актуальности социальных переживаний, в частности эмпатийных.

Применение эмоциональной информации и управление своей эмоциональной реальностью на полноценном 4-м уровне подростками достигается с трудом, а полностью данная способность реализуется только к юношескому возрасту.

Полученные нами результаты также доказывают, что субкультура хипстеров не имеет деструктивной направленности и негативной стратегии социализации. При этом подростки данной группы обладают большими инструментальными возможностями и используют самомотивацию и управление эмоциями гораздо эффективнее, чем подростки вне субкультуры.


Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект 14-18-00598 «Закономерности и механизмы позитивной социализации современных детей и подростков».


Литература

Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы психологии, 2008, No. 5, 83–95.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Моск. гос. университет, 1982.

Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008.

Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: КДУ, 2010.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн.: Л. Леви (Ред.), Эмоциональный стресс. Л.: Медицина,1970.

Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика, 2006, No. 4, 3–22.

Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. В кн.: Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков (Ред.), Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–36.

Марцинковская Т.Д. Методика исследования эмоционального интеллекта (EQ) – модификация Т.Д.Марцинковской. В кн.: Т.Д. Марцинковская (Ред.), Социализация детей и подростков. Методический комплекс. М.: Моск. пед. гос. университет, 2009. С. 38–41.

Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж.Мэйера, П.Сэловея и Д.Карузо «Эмоциональный интеллект» (МSCEIT v. 2.0). Руководство. М.: Институт психологии РАН, 2010.

Люсин Д.В., Ушаков Д.В. (Ред.). Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 2009.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Тест эмоционального интеллекта Н.Холла. В кн.: Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. С. 41–42.

Поступила в редакцию 26 января 2016 г. Дата публикации: 29 апреля 2016 г.

Сведения об авторах

Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент, ассоциированный член лаборатории психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Максимова Елена Борисовна. Аспирант, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах. Психологические исследования, 2016, 9(46), 7. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 46. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1261-izotova46.html

К началу страницы >>