Дифференциация социального пространства в юношеском возрасте: на пересечении идентичности и самоотношения

Авторы

  • Елена Изотова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.685

Ключевые слова:

социальное пространство, социальные поля, социальные страты, дифференциация, интеграция, персональная идентичность, социальная идентичность, ингруппа, аутгруппа

Аннотация

Представлены результаты исследования социальной реальности юношей и девушек с разной степенью сформированности идентичности, особенностей их представлений о социальных полях, мобильности социальных групп внутри и вне поля, ограничениях социальной мобильности полей. Продемонстрирована и эмпирически обоснована связь между сбалансированностью личностной и социальной идентичностей, с одной стороны, и образной репрезентацией границ персонального и социального пространств, с другой стороны. Было показано, что значимыми социальными полями (стратами) в юношеском возрасте являются семья, друзья и общество с разным типом отношений к каждой из обозначенных групп. В связи с этим ограничение персонального и социального пространств осуществляется в дихотомическом измерении «Я – Вселенная», с преимущественным их противопоставлением. Динамика границ социального пространства, то есть включение юношами и девушками в ингруппу семьи, друзей или общества зависит от степени сбалансированности их персональной и социальной идентичностей.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Елена Изотова
    Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент (ученое звание), ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: teoretic@mail.ru

Библиографические ссылки

Antonova N.V. Voprosy psihologii, 1996, No. 1, 131–143. (in Russian)

Belinskaya E.P. In: G.M.Andreeva, A.I. Dontsov (Red.), Sotsial'naya psikhologiya v sovremennom mire. Moscow: Aspect Press, 2002. pp. 203–220. (in Russian)

Belinskaya E.P. Deti v informatsionnom obshchestve, 2012, No. 9, 44–49. (in Russian)

Burdye P. Sotsial'noe prostranstvo: polya i praktiki. St. Petersburg: Aleteiya; Moscow.: Institut eksperimental'noi sotsiologii, 2005. (in Russian)

Izotova E.I. Psikhologicheskie issledovaniya, 2009, 5(7). (in Russian, abstr. in English)

Izotova E.I. In: Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks. Moscow: Mosk. ped. gos. univ., 2009. pp. 91–93. (in Russian)

Jaromowic M. Self-We-Others schemata and social identifications. In: S. Worchel, J.F. Morales, D. Paez, J. Deschamps (Eds), Social identity: International perspective. New York: Sage Publ., 1998, pp. 44–52. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446279205.n4

Kostyak T.V. In: Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks. Moscow: Mosk. ped. gos. univ., 2009. pp. 13–21. (in Russian)

Leach E. In: Kul'tura i kommunikatsiya: Logika vzaimosvyazi simvolov. K ispol'zovaniyu strukturnogo analiza v sotsial'noi antropologii. Moscow: Vostochnaya literatura, 2001. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Dubovskaya E.M. In: Sotsializatsiya podrostkov i molodezhi v raznykh institutakh sotsializatsii i v razlichnykh sotsiokul'turnykh usloviyakh. Metodicheskoe posobie. Moscow: Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya, 2011. (in Russian)

Sorokin P. Chelovek, tsivilizatsiya, obshchestvo. Moscow: Politizdat, 1992. (in Russian)

Опубликован

26.08.2013

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Дифференциация социального пространства в юношеском возрасте: на пересечении идентичности и самоотношения. (2013). Психологические исследования, 6(30). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.685