Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах

Авторы

  • Елена Изотова
  • Елена Максимова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i46.478

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, эмпатия, эмоциональная осведомленность, управление эмоциями и самомотивация, восприятие и понимание эмоций, функциональные состояния, вегетативные типы индивидуального реагирования

Аннотация

Представлены результаты исследований эмоционального интеллекта в целом и его отдельных компонент у подростков и юношей различными инструментальными средствами, включая аппаратные. Было показано, что составляющие (шкалы) эмоционального интеллекта имеют разный удельный вес в его общей структуре (N = 156), что значения интегрированного эмоционального интеллекта отдельных социальных групп чувствительны к современной ситуации развития общества, в частности его подростковая страта (n = 80). Определены две шкалы эмоционального интеллекта, демонстрирующие подвижность в различных возрастных подвыборках – способность управления эмоциями и самомотивация (n = 60), а также проиллюстрированы результаты пилотажного исследования внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта на подростковой выборке с использованием аппаратной диагностики изменения функционального состояния под влиянием эмоциогенного стимула (n = 16).

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Елена Изотова
    Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент, ассоциированный член лаборатории психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: teoretic@mail.ru
  • Елена Максимова
    Максимова Елена Борисовна. Аспирант, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: confused52@yandex.ru

Библиографические ссылки

Andreeva I.N. Voprosy psikhologii, 2008, No. 5, 83–95. (in Russian)

Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1982. (in Russian)

Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. In: Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika lichnosti i malykh grupp. Moscow: Institut psikhoterapii, 2002. pp. 41–42. (in Russian)

Gofman A.B. Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. Moscow: KDU, 2010. (in Russian)

Goulman D. Emotsional'noe liderstvo: Iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove emotsional'nogo intellekta. Moscow: Al'pina Biznes Buks, 2005. (in Russian)

Goulman D. Emotsional'nyi intellekt. Moscow: AST, 2008. (in Russian)

Lazarus R. In: L. Levi (Ed.), Emotsional'nyi stress. Leningrad: Meditsina,1970. (in Russian)

Lyusin D.V. Psikhologicheskaya diagnostika, 2006, No. 4, 3–22. (in Russian)

Lyusin D.V. In: D.V. Lyusin, D.V. Ushakov (Ed.), Sotsial'nyi intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2004. P. 29–36. (in Russian)

Lyusin D.V., Ushakov D.V. (Ed.). Sotsial'nyi i emotsional'nyi intellekt: ot modelei k izmereniyam. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. In: T.D. Martsinkovskaya (Ed.), Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks. Moscow: Mosk. ped. gos. universitet, 2009. P. 38–41. (in Russian)

Sergienko E.A., Vetrova I.I. Test Dzh.Meiera, P.Seloveya i D.Karuzo «Emotsional'nyi intellekt» (MSCEIT v. 2.0). Rukovodstvo. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2010. (in Russian)

Опубликован

29.04.2016

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах. (2016). Психологические исследования, 9(46). https://doi.org/10.54359/ps.v9i46.478