Трансформации современности в зеркале искусства: новые горизонты эпистемологических поворотов
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.282Ключевые слова:
методология, современность, транзитивность, трансдисциплинарность, визуальный поворот, субъективность, искусствознание, авангардАннотация
Визуальный поворот рассматривается в качестве интегрирующей методологической стратегии, посредством которой могут быть проанализированы текущие трансформации современности, а также объединен опыт психологии и искусствознания в изучении изменений субъективности человека. Визуальность – одна из ключевых характеристик нашей эпохи. Повседневная жизнь переполнена визуальной информацией, на смену доминированию языка пришло мощное воздействие образа в контексте информационной культуры. Под влиянием визуального поворота образы стали изучаться как многослойные, медиальные, связанные со смыслом, выступающие источниками смыслопорождения и продуктами символизации. Постепенно они превратились в доминирующую структуру современной культуры, где изменение образовательных технологий, реклама, пропаганда, разного рода воздействия на психику с целью повлиять на поведение имели в своей основе визуальные практики. В анализе особенностей современной социализации подрастающих поколений на передний план выходят процессы, в ходе которых воплощенные в тех или иных феноменах культуры образы становятся внутренними образами субъекта. Неявные и не всегда очевидные для современников трансформации культурно-психологической реальности, ускользающие от теоретического осмысления, отразились в визуализациях, более четко маркирующих смену представлений и парадигм. В ракурсе искусствоведения и наук о культуре – двадцатый век начался с авангарда и закончился постмодернизмом. Осмысление психологией авангардистских направлений в искусстве ХХ в. способно поведать о тех изменениях психики, трансформациях культуры и субъективности, которые происходят с человеком и в настоящее время. Ключевым определением этих изменений сделалось представление о транзитивности повседневной жизни и текучести сознания.
Скачивания
Литература
Bakhmann-Medik D. Novoe literaturnoe obozrenie, 2011, Vol. 107. http://magazines.russ.ru/nlo/2011/107/do5.html (in Russian)
Bakhmann-Medik D. Novoe literaturnoe obozrenie, 2013, Vol. 122. http://magazines.russ.ru/nlo/2013/122/7b.html (in Russian)
Bakhmann-Medik D. Kul'turnye povoroty. Novye orientiry v naukakh o kul'ture. [Cultural turns. New landmarks in the science of culture]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. (in Russian)
Bernshtein B.M. Staryi kolodets. Kniga vospominanii. [An old well. The book of memories]. St. Petersburg, Izdatel'stvo im. N.I. Novikova, 2008. (in Russian)
Chubarov I. Logos, 2010, 2(75), 79–104. (in Russian)
Didi-Yuberman Zh. To, chto my vidim, to, chto smotrit na nas. [Ce que nous voyons, ce qui nous regarde]. St. Petersburg: Nauka, 2001. (in Russian)
Eko U. Imya rozy. [The Name of the Rose]. St. Petersburg, Simpozium, 1997. (in Russian)
Grebenyuk A.A. METAMODERN: zhurnal o metamodernizme, 2017. http://metamodernizm.ru/metamodernism-psychology/ (in Russian)
Gusel'tseva M.S. Psikhologicheskie issledovaniya, 2014, 7(36), 5. http://psystudy.ru (in Russian)
Gusel'tseva M.S., Izotova E.I. Pozitivnaya sotsializatsiya detei i podrostkov: metodologiya i empirika. [Positive socialization of children and adolescents: methodology and empirics]. Moscow, Smysl, 2016. (in Russian)
Gusel'tseva M.S. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko(Eds.), Razrabotka i realizatsiya printsipa razvitiya v sovremennoi psikhologii. Moscow, IPRAN, 2016. pp. 31–51. (in Russian)
Ivanov V.V. In: V.V. Ivanov. Izbrannye trudy po semiotike i istorii kul'tury[Collective works]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2004. pp. 163–171. (in Russian)
Ivanov, V.V. In: V.V. Ivanov. Izbrannye trudy po semiotike i istorii kul'tury[Collective works]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2004. pp. 345–347. (in Russian)
Krutkin, V.L. Antropologicheskii forum, 2007, Vol. 7, 52–61. (in Russian)
Panofskii E. Etyudy po ikonologii. Gumanisticheskie temy v iskusstva Vozrozhdeniya. [Studies in Iconology: Humanist Themes in the Art of the Renaissance.]. St. Petersburg, Azbuka-klassika, 2009. (in Russian)
Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. Antropologicheskii forum, 2007, Vol. 7, 85–89. (in Russian)
Shul'man E.M. Vedomosti, 2014, Vol. 3674. https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/09/15/ustojchivost-gibridnyh-rezhimov (in Russian)
Shul'man E.M. Esquire, 2017, No. 130. https://esquire.ru/articles/14422-hybrid-regime/ (in Russian)
Toshchenko Zh.T. Kentavr-problema (Opytfilosofskogo i sotsiologicheskogo analiza). [Centaur-problem (Experience of philosophical and sociological analysis)]. Moscow: Novyi khronograf, 2011. (in Russian)
Varburg A. Velikoe pereselenie obrazov. Issledovanie po istorii i psikhologii vozrozhdeniya antichnosti. [Great migration of images. A study on the history and psychology of the revival of antiquity]. St. Petersburg, Azbuka-klassika, 2008. (in Russian)
Zvereva G.I. Rol' poznavatel'nykh 'povorotov' vtoroi poloviny KhKh veka v sovremennykh rossiiskikh issledovaniyakh kul'tury [The role of cognitive 'turns' of the second half of the twentieth century in contemporary Russian cultural studies]. Moscow: RGGU, 2001. (in Russian)
Yakimovich A.K. Inostrannaya literature, 2004, Vol. 1, 241–245. (in Russian)
Yakimovich A.K. Polety nad bezdnoi. Iskusstvo, kul'tura, kartina mira. 1930–1990. [Flying over the abyss. Art, culture, world view. 1930–1990]. Moscow, Iskusstvo-XXI vek, 2009. (in Russian)
Yakimovich A.K. Iskusstvo neposlushaniya. Vol'nye besedy o svobode tvorchestva. [The art of disobedience. Free conversations about freedom of creativity.]. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin, 2011. (in Russian)
Yarskaya-Smirnova E.R., Romanov P.V. (Eds). Vizual'naya antropologiya: rezhimy vidimosti pri sotsializme [Visual anthropology: Regimes of Visibility under Socialism]. Moscow: Variant, 2009. (in Russian)