Информационная социализация: психологический подход
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i20.808Ключевые слова:
информационная социализация, информационная культура, информационное пространство, информационное поле, информационные предпочтения, ценностные ориентации, мотивацияАннотация
Раскрываются особенности психологического подхода к изучению информационной социализации и влияния информационной культуры на личность и общение подростков, разделяются понятия «информационное пространство» и «информационное поле». Доказывается, что информационные поля могут рассматриваться в качестве специфических институтов социализации. На примере эмпирического исследования информационных предпочтений старшеклассников московской школы (n = 36), учащихся московской школы искусства (n = 28) и подростков, эмигрировавших с родителями в Германию (n = 23), доказывается важность совместного исследования внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс информационной социализации. Раскрывается влияние социальной ситуации, в том числе информационного пространства, а также ценностей и увлечений подростков на выбор источников информации, на предпочтение различных по форме и содержанию средств массовой информации.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya. M.: Aspekt Press, 2000. [in Russian]
Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. SPb.: Piter, 2008. [in Russian]
Bell D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt sotsial'nogo prognozirovaniya. M.: Akademiya, 1999. [in Russian]
Berger P.L., Luckmann T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. M.: Medium, 1995. [in Russian]
Guseltseva M.S. Kul'turno-analiticheskii podkhod k fenomenu informatsionnoi sotsializatsii // Mir psikhologii. 2010. N 3. S. 26–34. [in Russian]
Harre R. Metafizika i metodologiya: nekotorye rekomendatsii dlya sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya // Sotsial'naya psikhologiya: samorefleksiya marginal'nosti. M.: Izd-vo INION RAN, 1995. [in Russian]
Kategoriya perezhivaniya v psikhologii i filosofii / pod. red. T.D.Martsinkovskoi. M.: Prometei, 2004. [in Russian]
Martsinkovskaya T.D. Iskusstvo v sovremennom mire – novye formy i novye – starye mekhanizmy vozdeistviya // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2007. N 2. S. 56–61. [in Russian]
Martsinkovskaya T.D. Perezhivanie kak mekhanizm sotsializatsii i formirovaniya identichnosti v sovremennom menyayushchemsya mire [Elektronnyi resurs] // Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. 2009. N 3(5). URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 10.09.2011). [in Russian]
Martsinkovskaya T.D. Informatsionnoe prostranstvo kak faktor sotsializatsii sovremennykh podrostkov // Mir psikhologii. 2010. N 3. S. 90–102. [in Russian]
Metodologicheskie problemy sovremennoi psikhologii – paradigmal'nyi i mezhdistsiplinarnyi aspect / pod. red. T.D.Martsinkovskoi. M.: Smysl, 2005. [in Russian]
Prikhozhan A.M. Vliyanie elektronnoi informatsionnoi sredy na razvitie lichnosti detei mladshego shkol'nogo vozrasta [Elektronnyi resurs] // Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. 2010. N 1(9). URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 18.09.2011). [in Russian]
Shpet G.G. Psikhologiya sotsial'nogo bytiya / pod red. T.D.Martsinkovskoi; Vstupitel'naya stat'ya T.D.Martsinkovskoi. M.: Izd-vo in-ta prakt. psikhol.; Voronezh: MODEK, 1996. [in Russian]
Sotsial'naya psikhologiya v sovremennom mire / pod. red. G.M.Andreevoi i A.I.Dontsova. M.: Aspekt Press, 2002. [in Russian]
Toffler E. Tret'ya volna. M.: AST, 1999. [in Russian]