Академическая успеваемость близнецов и одиночнорожденных детей: кросс-культурное исследование

Авторы

  • Марина Егорова
  • Юлия Черткова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i48.441

Ключевые слова:

монозиготные близнецы, дизиготные близнецы, одиночнорожденные, академическая успеваемость, школьные оценки, зиготность

Аннотация

В работе сопоставлялись показатели академической успеваемости (годовые оценки и средние баллы по блокам предметов) близнецов и одиночнорожденных детей – учащихся школ Российской Федерации (429 близнецовых пар и 858 одиночнорожденных детей) и Республики Азербайджан (1400 близнецовых пар и 1445 их одиночнорожденных сверстников). Задачи исследования: 1) определить, существуют ли различия в академической успеваемости близнецов и одиночнорожденных учеников средних школ; 2) изучить влияние фактора зиготности на успеваемость учащихся из близнецовых пар; 3) оценить наличие культурной специфики в отношении эффектов близнецовости. Было показано, что в обеих странах близнецы не отстают от одиночнорожденных детей по успеваемости, а фактор зиготности играет роль только в Азербайджане (хуже всего учатся монозиготные близнецы). Предполагается, что в Азербайджане родители и педагоги обращают меньшее внимание на индивидуальные особенности близнецов, что обедняет среду развития членов МЗ пар.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Марина Егорова
    Егорова Марина Сергеевна. Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: ms_egorova@mail.ru
  • Юлия Черткова
    Черткова Юлия Давидовна. Кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: y_chertkova@mail.ru

Библиографические ссылки

Calvin C., Fernandes C., Smith P., Visscher P.M., Deary I.J. Is there still a cognitive cost of being a twin in the UK? Intelligence, 2009, 37(3), 243–248. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2008.12.005

Christensen K., Petersen I., Skytthe A., Herskind A.M., McGue M., Bingley P. Comparison of academic performance of twins and singletons in adolescence: follow-up study. BMJ, 2006, 333(7578), 1095. DOI: https://doi.org/10.1136/bmj.38959.650903.7C

Egorova M.S., Pyankova S.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2010, No. 5(13). (in Russian)

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (in Russian)

Hoekstra C., Zhao Z.Z., Lambalk C.B., Willemsen G., Martin N.G., Boomsma D.I., Montgomery G.W. Dizygotic twinning. Human Reproduction Update, 2008, 14(1), 37–47. DOI: https://doi.org/10.1093/humupd/dmm036

Hur Y.M., Lynn R. Twin-Singleton Differences in Cognitive Abilities in a Sample of Africans in Nigeria. Twin Research and Human Genetics, 2013, 16(04), 808–815. DOI: https://doi.org/10.1017/thg.2013.44

Lytton H., Watts D., Dunn B.E. Twin-singleton differences in verbal ability: Where do they stem from? Intelligence, 1987, 11(4), 359–369. DOI: https://doi.org/10.1016/0160-2896(87)90017-1

Macfarlane A., Blondel B. Demographic trends in Western European countries. In: Multiple pregnancy: Epidemiology, gestation and perinatal outcome. 2rd ed. UK: Informa Healthcare, 2005. pp. 11–21. DOI: https://doi.org/10.1201/b14615-4

Myrianthopoulos N.C., Nichols P.L., Broman S.H. Intellectual development of twins-comparison with singletons. Acta geneticae medicae et gemellologiae: twin research, 1976, Vol. 25, 376–80. DOI: https://doi.org/10.1017/S0001566000014458

Ooki S. The effect of an increase in the rate of multiple births on low-birth-weight and preterm deliveries during 1975–2008. Journal of Epidemiology, 2010, 20(6), 480–488. DOI: https://doi.org/10.2188/jea.JE20100022

Poiskovo-monitoringovaya sistema Fonda sotsial'nogo strakhovaniya Rossiiskoi Federatsii http://fz122.fss.ru/ (in Russian)

Posthuma D., De Geus E.J., Bleichrodt N., Boomsma D.I. Twin-singleton differences in intelligence? Twin Research, 2000, 3(02), 83–87. DOI: https://doi.org/10.1375/twin.3.2.83

Record R.G., McKeownT., Edwards J.H. An investigation of the difference in measured intelligence between twins and single births. Annals of Human Genetics, 1970, 34(1), 11–20. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-1809.1970.tb00215.x

Ronald G.A., De Stavola B.L., Leon D.A. The cognitive cost of being a twin: evidence from comparisons within families in the Aberdeen children of the 1950s cohort study. BMJ, 2005, 331(7528), 1306. DOI: https://doi.org/10.1136/bmj.38633.594387.3A

The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan http://www.stat.gov.az/indexen.php

Thorpe K. Twin children's language development. Early Human Development, 2006, 82(6), 387–395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2006.03.012

Tsou M.T., Tsou M.W., Wu M.P., Liu J.T. Academic achievement of twins and singletons in early adulthood: Taiwanese cohort study. BMJ, 2008, 337, a438. DOI: https://doi.org/10.1136/bmj.a438

Voracek M., Haubner T. Twin-Singleton Differences in Intelligence: A Meta-Analysis. Psychological Reports, 2008, 102(3), 951–962. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.102.3.951-962

Webbink D., Posthuma D., Boomsma D.I., de Geus E.J., Visscher P.M. Do twins have lower cognitive ability than singletons? Intelligence, 2008, 36(6), 539–547. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2007.12.002

Zyryanova N.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, No. 4(6). (in Russian)

Опубликован

21.08.2016

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Академическая успеваемость близнецов и одиночнорожденных детей: кросс-культурное исследование. (2016). Психологические исследования, 9(48). https://doi.org/10.54359/ps.v9i48.441