Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности

Авторы

  • Татьяна Марцинковская
  • Юлия Турушева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.387

Ключевые слова:

нарратив, неопределенность, множественность, изменчивость, транзитивность, психологический хронотоп, кризис и обретение смысла

Аннотация

Раскрывается понятие социально-психологической транзитивности, связанное с множественностью, неопределенностью и изменчивостью. Показывается связь социальных и психологических аспектов транзитивности. Доказывается необходимость разработки нового подхода к построению категориального строя психологии, перехода от матричного к сетевому принципу соотношения между категориями. Проводится аналогия между неопределенностью в гуманитарных и естественных науках, доказывается плодотворность использования понятия психологический хронотоп для исследования психологии личности в транзитивном мире. Сложная структура психологического хронотопа раскрывает соотношение между социальными и персональными пространствами и временами. При этом анализ возможных вариантов развития личности соотносится не только с тремя пространственными координатами, но и с тремя временами. Предлагается выделять в большом пространственном временном континууме хронотопа жизни малые хронотопы, характеризующие отдельные периоды жизни людей. Показывается положительное и отрицательное значение гетерохронности, важность гармонии между объективными и субъективными аспектами психологического хронотопа, которое возможно внутри одной социальной (субкультурной) группы людей, представленной в виде социальной сети. Раскрывается понятие внутренней формы психологического хронотопа, показывается роль «остранения», выхода за пределы собственной жизни, помогающая осознанию себя и смысла своего существования. Доказывается ведущая роль автобиографического нарратива в изучении личности и в процессе рефлексии людьми смысла своей жизни. Приводятся различные подходы к пониманию нарратива и его связи с «травмой идентичности», личностным кризисом и потерей / обретением смысла. Показывается, что именно в языке происходит окончательное формирование смысла, а новая смысловая структура ведет к перестройке личности. Хотя нарратив повествует об уникальном опыте, он всегда направлен на адресата, позволяя «вписать» личностный смысл в общекультурное поле. Доказывается, что освоение нарративной формы позволяет человеку понять, что неопределенность является частью нашей жизни, и быть готовым к вызову неопределенности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Марцинковская

Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, ул. Черняховского, д. 9-1, 125319 Москва, Россия; зам. директора института психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия; заведующая лабораторией психологии личности, факультет психологии, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия.E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru

Юлия Турушева

Турушева Юлия Борисовна. Аспирант, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.E-mail: turusheva.yulia@gmail.com

Библиографические ссылки

Ankersmit F.R. Vozvyshennyi istoricheskii opyt [Sublime Historical experience]. Moscow: Evropa, 2007. (in Russian)

Badiou A. Filosofiya i sobytie [Philosophy and event]. Moscow: IOI, 2013. (in Russian)

Bakhtin M.M. Voprosy literatury i estetiki [Questions of Literature and Aesthetics]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura 1975. (in Russian)

Bakhtin M.M. Problemy tvorchestva Dostoevskogo [Problems of Dostoyevsky’s Art]. Kiev: Next, 1994. (in Russian)

Bernshtein N.A. Fiziologiya dvizhenii i aktivnost' [Physiology of movements and activity]. Moscow: Nauka, 1990 . (in Russian)

Brodsky I.A. Sochineniya Iosifa Brodskogo [Works by Joseph Brodsky]. St. Petersburg: Pushkinskii fond, 1992. (in Russian) Bruner J. Self-making and world-making. Journal of Aesthetic Education, 1991, 25(1), 67–78.

Dubin B.V. Inostrannaya literatura, 2000, No. 4, 108—110. (in Russian)

Frankl V. Osnovy logoterapii. Psikhoterapiya i religiya. [The basics of logotherapy. Psychotherapy and religion]. St. Petersburg: Rech', 2000. (in Russian)

Gadamer Kh.-G. Istina i metod: Osnovy filosofskoi germenevtiki [Truth and Method]. Moscow: Progress, 1988. (in Russian)

Geizenberg V. Uspehi fizicheskikh nauk, 1977, 121(4), 657—677. (in Russian)

Girenok F.I. In: Sobytie i smysl (Sinergeticheskii opyt yazyka) [Event and meaning (Synergistic experience of the language)]. Moscow: Institut filosofii RAN, 1999. (in Russian)

Golofast V.B. Tri sloya biograficheskogo povestvovaniya. Biograficheskii metod v izuchenii postsotsialisticheskikh obshchestv [Three layers of biographical narrative. Biographical method in the study of post-socialist societies.]. St. Petersburg: Tsentr nezavisimykh sotsiologicheskikh issledovanii, 1997. pp. 23–26. (in Russian)

Krossli M. Narrativnaya psikhologiya. Samost', psikhologicheskaya travma i konstruirovanie smyslov [Introducing Narrative Psychology: Self, Trauma and the Construction of Meaning]. Moscow: DMK-Press, 2013. (in Russian)

Leontiev D.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(40), 2. http://psystudy.ru (in Russian)

Lotman Yu.M. In: Yu.M. Lotman. Ob iskusstve [About art]. St. Petersburg: Iskusstvo, 1998. pp. 14–285. (in Russian)

Mamardashvili M.K. Psikhologicheskaya topologiya puti [Psychological topology of the path]. St. Petersburg.: Izdatel'stvo Russkogo khristianskogo gumanitarnogo instituta, 1997. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, 3(5), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015a, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Voprosy psikhologii, 2015b, No. 6, 1–11. (in Russian)

Mink L.O. Historical Understanding. New York, NY: Cornell University Press, 1987.

Riker P. Vremya i rasskaz [Time and Narrative ]. Moscow: Universitetskaya kniga, 1998. (in Russian)

Sapogova E.E. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2009, No. 1, 49–56. (in Russian)

Shklovskii V.B. O teorii prozy [Theory of Prose]. Moscow: Federatsiya, 1929. (in Russian)

Tyupa V.I. Vvedenie v sravnitel'nuyu narratologiyu [Introduction to comparative narratology]. Moscow: Intrada, 2016. (in Russian)

Ukhtomskii A.A. Litso drugogo cheloveka [The face of the other]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Ivana Limbakha, 2008. (in Russian)

Опубликован

26.04.2017

Как цитировать

Марцинковская, Т., & Турушева, Ю. (2017). Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности. Психологические исследования, 10(52). https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.387

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>