Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности

Авторы

  • Анна Аянян
  • Наталья Голубева
  • Татьяна Марцинковская
  • Наталья Полева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.409

Ключевые слова:

социокультурная и личностная идентичность, транзитивность, множественность, изменчивость, неопределенность

Аннотация

Раскрываются особенности становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности, основными характеристиками которой являются множественность социокультурных контекстов, постоянная изменчивость окружающего мира и его неопределенность. Показывается необходимость формирования новой методологии, отражающей новые социокультурные реалии. Показывается, что современная теоретическая парадигма должна быть гибким и многоаспектным конструктом, в который входят гармонично связанные между собой подходы к интерпретации материала, полученного при изучении разных сторон окружающей действительности и в разных условиях. Они могут дополнять и частично перекрывать друг друга, как бы поворачиваясь к окружающему разными сторонами. При этом эпистемологическая парадигма сочетается с социальной, но не детерминируется ею. Исследовательская парадигма определяет набор методов, задающих дизайн исследования. Ценность этих конструктов определяется гармоничным сочетанием в их содержании постоянства и изменчивости. Их важной характеристикой является гибкость и соотнесенность и с транзитивной действительностью, и друг с другом. Раскрываются основные характеристики транзитивности – глобализация, трансформация ценностей и установок, непрерывность процесса социализации, расширение информационного пространства. Показывается, что вариативность развития человека и сохранение собственной идентичности связаны с его способностью ориентироваться не на одну, а на несколько стратегий поведения или сочетать их. При этом главным критерием является возможность сохранения конгруэнтности образа Я и образа мира. Новый веер возможностей социального конструирования открывает для человека и социализация в информационном пространстве. Особенности идентичности в условиях социальной транзитивности проявляются в возрастании роли этнической идентичности, уменьшении значения гражданской и лингвистической идентичности и увеличении ролевой составляющей, а также выраженная тенденция к персонализации, проявляющаяся уже в дошкольном возрасте. Показаны сложности и риски формирования гражданской и социокультурной идентичности, связанные с тем, что ситуация транзитивности может рассматриваться как сложная жизненная ситуация.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Анна Аянян

Аянян Анна Николаевна. Младший научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: parhomenkoanna86@mail.ru

Наталья Голубева

Голубева Наталья Александровна. Кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: net-stereotipam@mail.ru

Татьяна Марцинковская

Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; заведующая лабораторией психологии личности, факультет психологии, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия. E–mail: marsinkovskaya@psystudy.ru

Наталья Полева

Полева Наталья Сергеевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E–mail: npoleva@mail.ru

Литература

Asmolov A.G. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(40), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Ayanyan A.N., Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 8. http://psystudy.ru (in Russian)

Belinskaya E.P. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 3. http://psystudy.ru (in Russian)

Belinskaya E.P., Voznesenskaya V.S. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(48), 5. http://psystudy.ru (in Russian)

Dubovskaya E.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Golubeva N.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 1(21), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Golubeva N.A. Mir Psikhologii, 2015, No. 1, 153–163. (in Russian)

Golubeva N.A., Konchalovskaya M.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(32), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Izotova E.I. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Khuzeeva G.R. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 9. http://psystudy.ru (in Russian)

Konchalovskaya M.M. Mir Psikhologii, 2015, No. 1, 77–85. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Chumicheva I.V. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(39), 10. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Yurchenko N.I. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(49), 9. http://psystudy.ru (in Russian)

Zinchenko V.P. Voprosy Psikhologii, 2007, No. 6, 3–20. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 90

Опубликован

18.12.2016

Как цитировать

Аянян, А., Голубева, Н., Марцинковская, Т., & Полева, Н. (2016). Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности. Психологические исследования, 9(50). https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.409

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>