Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход

Авторы

  • Татьяна Марцинковская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i24.761

Ключевые слова:

историко-генетический подход, развитие психики, саморазвитие психики, переживание

Аннотация

Рассмотрение феноменологии и механизмов развития и саморазвития психики в рамках мультипарадигмального подхода, сочетающего гуманитарную и естественно-научную парадигмы, доказывает необходимость изучения основных факторов эмоционального, познавательного и личностного развития с позиций синергетики, эволюционного и инволюционного подходов, а также изучения культуры и социальной ситуации как образующих личностного пространства. Теоретико-эмпирические данные, представленные в работе, доказывают роль переживания как механизма развития и саморазвития, раскрывают влияние на эти процессы позитивных и негативных, социальных и индивидуальных переживаний; позволяют выделить два уровня в процессе психического развития.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Татьяна Марцинковская

Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru

Литература

Akhmedov A.B. Voprosy psikhologii, No. 5, 2010, 33–40. (in Russian)

Bogatyreva O.O. Mir psikhologii, 2009, No. 1, 251–260. (in Russian)

Dubovskaya E.M. In: Sotsial'naya psikhologiya. Moscow: Aspekt Press, 1999. pp. 458–462. (in Russian)

Ivanova I.V. PhD dissertation (Psychology). Psychological Institute, Russian Academy of Education, Moscow, 2001. (in Russian)

Kategoriya perezhivaniya v psikhologii i filosofii. Moscow: Prometei, 2005. (in Russian)

Khuzeeva G.R. Sovremennaya sotsial'naya psikhologiya: teoreticheskie podkhody i prikladnye issledovaniya, 2011, No. 4, 76–86. (in Russian)

Konchalovskaya M.M. PhD dissertation (Psychology). Psychological Institute, Russian Academy of Education, Moscow, 2006. (in Russian)

Kostyak T.V. PhD dissertation (Psychology). Psychological Institute, Russian Academy of Education, Moscow, 2000. (in Russian)

Krasnova O.V. Sovremennye problemy psikhologii stareniya. Moscow: Prometei, 2004. (in Russian)

Lewin K. Dinamicheskaya psikhologoya. Moscow: Smysl, 2001. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Kontseptsii sotsializatsii i individualizatsii v sovremennoi psikhologii. Moscow: PI RAO, 2010. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. In: Progress psikhologii: kriterii i priznaki. Moscow: IP RAN, 2009a. pp. 63–76. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Mir psikhologii, 2009b, No. 4, 142–149. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Mir psikhologii, 2012, No. 1, 91–99. (in Russian)

Piaget J. Rech' i myshlenie rebenka. Moscow: Pedagogika-Press, 1994. (in Russian)

Shpet G.G. Filosofiya i psikhologiya kul'tury. Moscow: Nauka, 2007. (in Russian)

Stern W. Differentsial'naya psikhologiya i ee metodicheskie osnovy. M.: IP RAN; Nauka, 1998. (in Russian)

Vygotsky L.S. Sobr. soch. Moscow: Pedagogika, 1984. Vol. 4. (in Russian)

Wertheimer M. Produktivnoe myshlenie. Moscow: Progress, 1987. (in Russian)

Yaroshevsky M.G. Istoricheskaya psikhologiya nauki. St.Petersburg: Nauka, 1994. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 217

Опубликован

20.08.2012

Как цитировать

Марцинковская, Т. (2012). Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход. Психологические исследования, 5(24). https://doi.org/10.54359/ps.v5i24.761

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>