Изучение художественного воспитания в Государственной академии художественных наук (по материалам протоколов заседаний 1925–1929 гг.)

Авторы

  • Марина Гусельцева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.832

Ключевые слова:

Государственная академия художественных наук, ГАХН, художественное воспитание, синтез искусств, междисциплинарный дискурс, культурно-историческая эпистемология, И.П.Четвериков, М.М.Рубинштейн

Аннотация

Реконструируется изучение проблемы художественного воспитания в Государственной академии художественных наук (ГАХН) на основе анализа протоколов заседаний соответствующей комиссии, утверждается, что ученые ГАХН разрабатывали идеи культурно-исторической эпистемологии и поставили ряд важных методологических проблем ХХ века. Исследовательская программа ГАХН проистекала из задачи синтеза искусств и интеграции соответствующих исследований. Примером проблемно-ориентированной коммуникации профессионалов и разработки методологии междисциплинарного исследования явилось изучение художественного воспитания в ГАХН. В рамках обозначенной проблемы складывалась особая исследовательская парадигма – культурно-историческая эпистемология. Работа Комиссии по художественному воспитанию велась одновременно по двум направлениям – историческая реконструкция и современные экспериментальные исследования. В связи с этим художественное воспитание рассматривалось в двух измерениях – в качестве психотехнического и культурно-исторического феномена, что придавало проблеме многомерность и когнитивную сложность, свойственную постнеклассическому типу рациональности. Разработки ГАХН обнаруживают идеи методологического синтеза, сходные с поисками, ведущимися в контексте исторической антропологии и истории повседневности во второй половине ХХ века, а отечественная культурно-историческая психология благодаря архивным изысканиям предстает ассоциированной не только с культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского, но с культурно-психологическими исследованиями в ГАХН (в том числе И.П.Четверикова), культурно-деятельностным подходом М.М.Рубинштейна, историко-антропологическими исследованиями школы И.М.Гревса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Марина Гусельцева

Гусельцева Марина Сергеевна. Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: mguseltseva@mail.ru

Литература

Byulleteni GAKhN / pod red. prof. A.A.Sidorova. M.: GAKhN, 1926. N 4–5; 1927–1928. N 8–10. [in Russian]Guseltseva M.S. Kul'turno-analiticheskii podkhod v psikhologii i metodologii gumanitarnykh issledovanii [Cultural-analytical approach in psychology and in the methodology of Humanities Research] // Voprosy psikhologii. 2009. N 5. S. 16–26. [in Russian]

Guseltseva M.S. Cultural psychology: methodology, history, prospects. М.: Prometei, 2007. [in Russian]Kondrat'ev A.I. Rossiiskaya akademiya khudozhestvennykh nauk // Iskusstvo. 1923. N 1. S. 407–449. [in Russian]

Protokoly 1–13 zasedanii komissii po izucheniyu khudozhestvennogo vospitaniya za 1925–1926 gg. // RGALI. F. 941, op. 12, ed. khr. 23. 42 l. [in Russian]

Protokoly 1–23 zasedanii komissii po izucheniyu voprosov khudozhestvennogo vospitaniya za 1926–1927 gg. // RGALI. F. 941, op. 12, ed. khr. 35. 68 l. [in Russian]

Protokoly 1–14 zasedanii komissii po izucheniyu voprosov khudozhestvennogo vospitaniya za 1927–1928 gg. // RGALI. F. 941, op. 12, ed. khr. 50. 56 l. [in Russian]

Protokoly 1–15 zasedanii komissii po izucheniyu voprosov khudozhestvennogo vospitaniya za 1928–1929 gg. // RGALI. F. 941, op. 12, ed. khr. 61. 42 l. [in Russian]

Rubinshtein M.M. O smysle zhizni. Trudy po filosofii tsennosti, teorii obrazovaniya i universitetskomu voprosu. T. ΙΙ / pod red. N.S.Plotnikova i K.V.Faradzheva. M.: Territoriya budushchego, 2008. [in Russian]

Zelinskii F.F. Iz zhizni idei: v 2 t. Repr. izd. 1911, 1916 gg. M.: Ladomir, 1995. [in Russian]

Zinchenko V.P., Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Istoki kul'turno-istoricheskoi psikhologii: filosofsko-gumanitarnyi kontekst. M.: ROSSPEN, 2010. [in Russian]Yurevich A.V. Psychology and methodology. М.: IP RAN, 2005. [in Russian]

Число просмотров

Просмотров: 73

Опубликован

22.08.2011

Как цитировать

Гусельцева, М. (2011). Изучение художественного воспитания в Государственной академии художественных наук (по материалам протоколов заседаний 1925–1929 гг.). Психологические исследования, 4(18). https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.832

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>